Иван Грозный (1530-1584)
Статуя. 1871
- Бронза. 147 х 100 х 119
- Ск-455
Пост.: в 1897 из Эрмитажа
- Экспонирование Флигель Росси, Зал 48 Открыть панораму зала в виртуальном туре
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
В начале 1870-х Антокольский создал одно из самых значительных своих произведений, ставшее вершиной творчества мастера и принесшее ему известность. Через личность Ивана Грозного скульптор стремился проникнуть в существо тех трагических противоречий, которые характеризовали сложную и жестокую эпоху русского самодержца. Принципиальное новшество трактовки и подчеркнутый реализм изображения проявились в том, что главный акцент перенесен на психологическую характеристику образа "мучителя и мученика". Не только страшные муки совести определяют его внутреннее состояние, но и накипающая злоба, жажда мщения, гнев и неиссякаемая сила духа. Все это отражено в выражении лица первого русского царя, в жесте руки, вонзившей посох, в соединении несоединимого — поминального синодика и трона, монашеского одеяния и неукротимости страстей. Замкнутая композиция с элементами асимметрии отражают сосредоточенность образа и его внутреннюю борьбу. Скульптура открыла новую страницу в истории русской станковой пластики, в которой, по словам Стасова, был представлен "первый живой человек и первое живое чувство". Интересно, что профессора Академии художеств отказались рассматривать ее, как вещь "далёкую от общепринятых канонов". Но на Александра II и великую княгиню Марию Николаевну, покровительствовавшую Академии, скульптура произвела сильное впечатление. Император даже заказал бронзовый отлив статуи. А в 1872 скульптура академика Антокольского была показана на Международной выставке в Лондоне, и Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. "Иван Грозный" стал первой работой русского мастера, попавшей в коллекцию зарубежного музея.
Повторения: гипс – Кенсингтонский музей (Лондон); мрамор (вариант) – ГТГ; бронза – Музей истории религии и атеизма; в уменьшенном размере: мрамор – Иркутский художественный музей; терракота – Музей истории УзССР; гипс тонированный – Николаевский художественный музей. За эту статую в 1871 М. Антокольский получил звание академика.