Церера
Статуя. Начало XVIII века
- Мрамор. 191 х 70 х 43
- ЛС-24
-
Сведения о реставрации:
(В 1939, 1947-1949, 1960, 1970, 1976 и в 1992 годах) - Комплексная реставрация (2006–2007)
- Период XVIII век
- КатегорияМифологический сюжет
- Поделиться
Мотив мирного расцвета государства, его изобилия и, следовательно, заботы государя о своих подданных звучит в сюжетах скульптур, посвященных земледелию и сбору плодов.
Церера — дочь Крона и Реи, сестра Зевса, мать Прозерпины. Это богиня плодородия и земледелия. Обычные ее атрибуты — колосья, маки и корзина плодов. Она обучила людей земледелию, бросив зерно в борозду:
«В первый раз семена Церерины в бороздах длинных
Были зарыты, и вол застонал, ярмом удрученный».
Церера из Летнего сада изображена с колосьями в прическе. Она держит в руке серп, букет цветов с колосьями, что вполне соответствует ее аллегорическому значению.
На картине триумфальных ворот 1709 года богиня Церера на колеснице сыплет из рога «всякое изобилие плодов земных». Побывав в Версальском парке в 1717 году, Петр I мог узнать, что там Церера олицетворяет лето наряду с другими временами года: Флорой (весной), Вакхом (осенью), Сатурном (зимой).
В Летнем саду статуя Цереры стояла в XVIII веке на первой от Невы площадке вместе с другими скульптурами, среди которых также были времена года: Флора — весна, Вакх — осень. Вероятно, она относится к числу самых ранних приобретений для Летнего сада, история которых пока неизвестна. По тонкости и артистизму исполнения это одна из прекраснейших скульптур Летнего сада.
Как и требует смысловая логика, и сейчас напротив Цереры стоит статуя Флоры.
// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 45.
Статуя относится к числу первых поступлений 1707-1708 годов. Сведений о реставрации в XIX веке пока не обнаружено. В XX веке реставрации проводились неоднократно - в 1939, 1947-1949, 1960, 1970, 1976 и в 1992 годах.
Состояние сохранности до реставрации:
Статуя была покрыта значительным слоем воска с общим сажепылевым загрязнением и пятнами биогенного происхождения. Местами отмечалось шелушение воскового покрытия. Поверхность мрамора была деструктирована с включением железистых минералов. Левая рука, кисть правой руки с серпом, фрагменты букета, нос, фрагменты драпировки и головного убора были выполнены из мрамора во время предыдущих реставраций. Многочисленные мелкие восполнения из доделочной массы были частично деструктированы.
Комплекс проведенных мероприятий:
Расчистка поверхности мрамора осуществлялась многократным поэтапным удалением загрязнений с применением новейших технологий в области реставрации, в том числе с использованием реставрационного лазера. Старые доделки носа и серпа, не соответствующие общему пластическому решению скульптуры, заменены на реставрационные. Утраченные фрагменты, мелкие утраты и дефекты поверхности восполнены из реставрационной доделочной массы. В ходе работ было проведено структурное укрепление мрамора. Для защиты поверхности камня от воздействия агрессивной среды выполнена обработка статуи антисептиком и нанесен защитно-декоративный слой воска. Реставрационные работы были начаты в сентябре 2006 года и закончены в мае 2007 года.
Руководитель проекта: Топоркова Б.П., художник-реставратор высшей категории.
Реставраторы: Баруздин А.Ю., Казанова А.В., Лазарев П.А.
Подробнее см. Сайт Службы реставрации музейных ценностей