Коллекция онлайн

1864, Зарайск Рязанской губернии — 1927, Зарайск Рязанской губернии

Странница

Бюст. 1903

  • Дерево. 42 x 29 x 18
  • СК-1030

  • Пост.: 1927, из музейного фонда


«Странница», принадлежащая к ранним работам Голубкиной, экспонировалась в 1902 в Москве на выставке «Мир искусства». Скульптор изобразила пожилую набожную женщину, идущую на богомолье, которую увидела в Зарайске и попросила позировать для портрета. Особого внимания заслуживает материал, в котором сделан этот бюст. Критика начала ХХ века, говоря о подобных вещах Голубкиной, отмечала, что «в дереве она умела вложить всю силу своей экспрессивности и дать ему мягкость и эластичность человеческого тела... Не имея средств на работу целых фигур и групп, она сосредоточила свое внимание на выразительности человеческого лица». 

Из имеющихся в Русском музее произведений Голубкиной особо отметим три работы, выполненные в дереве: «Странница» (1903), «Кустики» (1908) и «Раб» (1909). По меткому замечанию Волошина, «в деревянной скульптуре Голубкина как бы вновь нашла себя... В дереве есть и сила, и деликатность, и разнообразие тонов, ей необходимые»*. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 61.

* М. Волошин. Лики творчества. Л., 1988, С. 301.

Русская деревянная скульптура ХХ века нет просто шла в ногу со временем, следовала по пути всех коллизий и перипетий развития отечественной пластики, иногда забегая вперед или делая длительные остановки, бредя окольными путями или постыдно отставая, сливаясь в единый монолитный стиль или растекаясь множественностью течений и направлений. У нее была еще и своя собственная, личная история взаимоотношений с материалом, не менее захватывающая и событийная. Ибо в скульптуре материал не только замыкает известную триаду «образ – форма – материал», но, как правило, ей предшествует, сопутствуя замыслу. Более поэтично этот процесс материализации образа выразила еще Анна Голубкина, отметив, что «вещь оживает» в материале.

Кардинальные ломки, потрясшие русскую культуру начала века, сказались и на скульптуре. Инфантильность и инертность развития сменяются быстротой реакции на стилистические изменения в мировой художественной практике, интенсивностью поисков обновления пластического языка, активностью освоения иных материалов, повышенным интересом к традициям языческих культур, древнерусскому искусству и народному творчеству. Чтобы двигаться вперед, скульптура возвращается туда, где родилась – к ремеслу мастеров Древней Руси и народных умельцев. Так, после долгого забвения начинается возрождение древнего и самого традиционного для русского искусства скульптурного материала – дерева (используемого в ХVIII веке лишь в виде декоративного убранства и пренебрежительно отвергнутого веком XIX).

Первыми, кто «рискнул» вновь обратиться к этому материалу, были московские скульпторы Анна Голубкина и Сергей Коненков, а также петербуржец Александр Матвеев. Каждый из них, используя различные художественные методы, в разных ракурсах и непохожих стилевых контекстах по сути сделал одно и то же дело (Коненков, возвращаясь к природе материала в сопровождении сказочно фольклорных аллюзий, а Голубкина, пытаясь найти компромисс между твердостью дерева и легкостью импрессионистической лепки, что ей, наконец, почти удалось в последней работе – «Березка»). Приватизировав дерево, то есть открыв его пластические, живописные и фактурные богатства сначала для себя, они тем самым его и национализировали, включив в скульптурный обиход. Благодаря их профессиональному авторитету и мастерству дерево вновь становится национальным достоянием скульптуры, а деревянная пластика возвращает себе статус высокого искусства. Василевская Е. В. Русская деревянная скульптура ХХ века. К истории московской скульптуры в дереве // Русская скульптура в дереве. XX век. СПб, 2001. С. 11.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Эпоха русской культуры 1900–1910-х годов, которая позднее получила название «Серебряного века», явилась для русской скульптуры воистину золотым веком. <…> Но при этом в России тогда не было ни одной сильно отрывающейся от общего уровня индивидуальности или, как мы теперь говорим, – не было лидирующей фигуры, которая открывала бы перспективу на будущее. У русской пластики той эпохи не было своего Пушкина.

Иная картина в начале ХХ века, в эпоху нового расцвета русской пластики, выразившегося в появлении целой плеяды таких удивительных по силе оригинальности и самобытности индивидуальностей, первооткрывателей новой формы, как Павел Трубецкой, Анна Голубкина, Александр Матвеев, Сергей Коненков. И хотя, за исключением Коненкова, все остальные представители этой плеяды обращались к дереву нечасто (или совсем не обращались, как Трубецкой), интерес к этому материалу шел в русле общих важнейших пластических проблем времени. Та революция, которую произвел в скульптуре Роден, повлекла за собой раскрепощение этого самого скованного, самого инертного и, может быть, наиболее традиционного вида искусства XIX века. Новое к ней отношение рождалось в яростной борьбе с академизмом. Раскрепощение творчества распространилось по всем линиям: и по линии формы, и по линии композиции, и по возврату к ваянию как творческому процессу (будь то дерево, мрамор или гранит). В области деревянной скульптуры путь шел через преодоление возникших в то время стилизаторских тенденций и достаточно сильного влияния модерна. <…>

Анна Голубкина по-настоящему увлеклась деревом лишь во второй половине своего творческого пути, после длительного и блистательного опыта работы в мраморе, что не могло не сказаться при переходе к совершенно для нее новому материалу, требующему иного подхода. Освоение дерева в его специфике давалось художнице нелегко. При всей энергии формы, отличающей лучшие портреты Голубкиной в дереве, все-таки в них наблюдаются некоторая скованность и заученность пластического приема. Возможно, напряженная, экспрессивная лепка Голубкиной противоречила обобщенному, спокойному и лаконичному языку дерева. И лишь в самом конце жизни Голубкина открыла для себя новые возможности, которые так ярко проявились в ее последней, к сожалению, незавершенной статуе «Березка» (1927), пластический язык которой обрел широту и свободу, столь необходимые в дереве. Мантурова Т. Б. Возрождение дерева в русской скульптуре ХХ века// Русская скульптура в дереве. XX век. СПб, 2001. С. 5-6.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: