Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва

Женский портрет

1915


Важнейшим этапом творческого становления Веры Мухиной были годы, проведенные в Париже, в кругу учеников Эмиля Бурделя (1912–1914). В работах середины 1910-х годов скульптор явно стремилась следовать принципиальным установкам мастера в поисках строгой пластической архитектоники объемов, монументализирующей обобщенности моделировки, идеализирующей возвышенности портретных образов. Утверждаемое в педагогической практике Бурделя главенство рисунка как метода синтетического осмысления натуры, равно как и внимательное знакомство с памятниками искусства эпохи Ренессанса (возвращение в Россию летом 1914 года было одновременно путешествием по городам Италии), во многом способствовали неоклассическому „настрою“ произведений Мухиной. Неоклассицизм. СПб. 2008. С. 206.

Возвращение В. И. Мухиной в Москву совпало с началом Первой мировой войны. Охваченная всеобщим патриотизмом, скульптор оканчивает курсы сестер милосердия и работает в военном госпитале. Вместе с тем Мухина находит время и для занятий скульптурой. Художественный опыт, полученный в период обучения в Париже и путешествия по Италии, требовал систематизации и осмысления. Она делает ряд натурных штудий («Стоящий юноша», 1915, СК-1888; «Несущий камень», 1916, СК-1889) и продолжает работать в портрете. В пластическом решении работ этого периода проявляется «метание между кубистической формой и реализмом, желание соединить несовместимое — реальность и абстракцию». В то же время Мухина сознательно отходит от формалистических опытов и геометризации формы. Через много лет она скажет: «Я ни в чем не раскаиваюсь, не отвергаю своих поисков в кубизме. Кубизм дал мне много ценного: остроту формы, ощущение объемности, познание равновесия зрительных объемов»*. Наталья Логдачева. Первые скульптурные работы В. И. Мухиной // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 17-18.

*Воронова О. И. Вера Игнатьевна Мухина. М., 1976. С. 39.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: