Коллекция онлайн

1783, Санкт-Петербург –1873, Санкт-Петербург

Бой при Кульме, 1813 год

Медальоны на события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813–1814 годов. Барельеф. 1823


Героические события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов отразил в серии барельефов выдающийся русский медальер, художник, скульптор и рисовальщик граф Федор Толстой. По собственной инициативе, как писал он впоследствии: «Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул… изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам… дела, удивившие вселенную, …пожелал сказать, что в наше время каждый думал… и каждый был счастлив, нося имя русского».

Серия начиналась портретом императора Александра I в виде Радомысла — древнеславянского бога, олицетворяющего храбрость, мудрость и отвагу; в девятнадцати медальонах были запечатлены важнейшие вехи борьбы с Наполеоном. Работа растянулась на долгие 14 лет.

Перед художником стояла трудная задача в небольших по размеру медальонах разместить группы воинов и символически передать в их образах накал борьбы и героизм сотен тысяч солдат, участвовавших в смертельных сражениях. Знаток классической скульптуры и мраморных барельефов Древней Греции и Рима, Толстой писал, что в своей работе он опирался на «античный греческий вкус, как лучший в изящных искусствах». Математически выверенные и законченные композиции рельефов, гармонично вписанные в круг, четкий рисунок, чистота силуэтов русских и французских воинов на гладком фоне, скупые, но экспрессивные жесты героев, филигранная пластика позволили художнику зримо и монументально отразить мощь русской армии, защитившей родину и освободившей Европу от владычества Наполеона Бонапарта.

В большинстве медальонов русский воин находится в центре, одетый в условное облачение славянина, состоящее из легкого доспеха или кольчуги, в длинном плаще и со шлемом на голове. В левой руке щит, в правой копье, сабля или палица. Русского воина Толстой, по академической традиции, изображает героем идеальных пропорций, высокого роста, энергичным и целенаправленным, в наступательном движении. Француз — повержен на землю, шлем потерян, волосы развеваются, оружие выпало из рук. Мастерство и художественные достоинства сделали серию медальонов широко известной. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 15.

В 1818 году Российская Академия выпустила альбом «Собрание резных изображений с медалей, представляющих знаменитейшие воинские действия, происходившие в 1812, 1813 и 1814» (СПб, 1818). В предуведомлении к изданию говорилось: «…между тем, как Граф Толстой резную работу сих медалей продолжать будет, рисунки оных награвировать и с пристойными к оным надписями и описаниями напечатать». Сопроводительные тексты написал Александр Семенович Шишков, во время войны 1812 года — государственный секретарь, автор важнейших приказов, рескриптов и обращений к населению. Эти описания приведены ниже. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 96.

Изображение медали: Российский воин с великим напряжением сил, каковое должен был иметь при одержании победы над столь превосходящим против себя неприятелем, вырывает меч у поверженного им врага, мечтавшего войти в Прагу с победоносными войсками, но посланного чрез нее пленным в Москву (Собрание изображений. С. 29). 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 98.

Сражение под Кульмом произошло 17-18 августа 1813 года. В нем участвовали войска союзной Богемской армии, при которой находились русский император и король Пруссии, и 37-тысячный французский корпус генерала Ж.-Д. Вандама.

После поражения при Дрездене русско-прусско-австрийская армия отступала на юг через Рудные горы. Отряд генерала А.И. Остермана-Толстого (ок. 18 тысяч человек) должен был не допустить французов к выходам из ущелий. Наполеон попытался окружить и окончательно разбить войска союзников. В сражении у небольшого богемского селения Кульм (чешское название Хлумец) русский отряд сдержал все атаки французов.

Несмотря на большое численное превосходство, французы не смогли прорвать выставленный заслон. После тяжелого ранения графа А.И. Остермана-Толстого командование принял генерал А.П. Ермолов, с успехом завершивший битву. В это время М.Б. Барклай де Толли атаковал ослабленный корпус Вандама. Французы были окружены и разбиты, прорваться удалось лишь кавалерии.

Сражение под Кульмом было переломным в кампании 1813 года. Потерпев полный разгром, французские войска потеряли всю артиллерию корпуса – 84 орудия и обоз, 5 тысяч человек убитыми, 12 тысяч пленными (был пленен казаками и генерал Вандам). Русские и прусские войска потеряли убитыми и ранеными около 10 тысяч человек.

После сражения под Кульмом французские войска начали отходить к Лейпцигу, где в так называемой «Битве народов» Наполеон потерпел сокрушительное поражение.

Кульмская победа осенила славой знамена русской Гвардии. Все русские воины, от генерала до рядового, были удостоены прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III специально учрежденной награды. Кульмские кресты вручались в торжественной обстановке в 1816 году в Петербурге, где состоялся военный парад. В Австрии был сооружен монумент в честь победы союзников и отчеканена памятная медаль с надписью «Мужеству Российской Гвардии при Кульме».

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: