Портрет Николая I
1860
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Николай I (1796–1855) — третий сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, урожденной принцессы Вюртембергской. Вступил на престол в 1825 году. Правление Николая I характеризовалось централизацией государственной власти и регламентацией всех сфер деятельности. В 1826 году было создано Третье отделение Собственной Е. И. В. канцелярии, призванное следить за политической благонадежностью подданных, а в 1827 — опубликован цензурный устав, названный современниками «чугунным». В основе внутренней политики лежал принцип «самодержавие, православие, народность». Незыблемость самодержавия лежала и в основе внешней политики... Принятая императором роль покровителя христианских народов, находящихся под властью мусульман, определяла восточное направление внешней политики. Русско-турецкая война (1828—1829) способствовала обретению независимости Греции (1830). Последние годы царствования Николая I были омрачены военными неудачами в Крымской войне (1853-1856). Личность и деятельность императора вызывала противоречивые оценки современников — от восторженного почитания («рыцарь самодержавия») до категорического неприятия («жандарм Европы»). Наталия Соломатина. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 301.
Подобно монументальному мраморному бюсту Александра I работы И. П. Мартоса (Ск-1244), памятник-бюст императора Николая I был вывезен из зала Биржи и перемещен в Государственный Русский музей в 1919 году.
История практически забытой работы Н. С. Пименова такова: в мае 1855 года скульптор составил смету на проект «сооружения памятника в Биржевой зале в Бозе почившему Государю Императору Николаю Павловичу» 1, который был принят к реализации. За 25 тысяч рублей серебром необходимо было сделать «колоссальный бюст с подножием из белого, первого качества каррарского мрамора», «пьедестал из сердобольского лучшего гранита», «герб и буквы для надписи, отлитые из бронзы и вызолоченные прочно через огонь», «решетку около пьедестала и инкрустацию на стене всего промежутка между колоннами, как в вышину, так и в ширину оного, сделанную из черного итальянского мрамора» 2.
В документах личного дела Н. С. Пименова, хранящихся в Отделе рукописей ГРМ, сохранились наброски памятника Николаю I, выполненные карандашом и черной тушью 3. Они фиксируют, главным образом, общую архитектурную композицию. В 1856 году скульптор сообщал в своем отчете в Императорскую Академию художеств, что «производит мраморный монумент» для постановки в Биржевой зале «величиною почти в 2 3/4 раза более натурального человеческого роста» 4. В апреле 1858 года Пименов все еще собственноручно оканчивал мраморные работы. В ноябре 1859 года монумент был поставлен на свое место в зале Биржи, открытие состоялось 27 декабря того же года. В собрании скульптуры ГРМ представлен еще один мраморный бюст Николая I, датированный 1860 годом и являющийся уменьшенным вариантом «биржевой» скульптуры 5. Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 34.
1. ОР ГРМ, ф. 14, д. 111, л. 42.
2. Там же.
3. Там же. Л. 44.
4. Там же. Л. 27–28, 30–42.
5. Размеры бюста: 194 x 168 x 108 (Ск-1459). Этот бюст поступил в 1925 году из Академии художеств. Еще один вариант скульптурного портрета Николая I работы Н. С. Пименова (мрамор) находится в собрании Эрмитажа.