Коллекция онлайн

1744, Монпелье – 1809, Санкт-Петербург

Уменьшенное повторение памятника П. А. Румянцеву-Задунайскому

1793

  • Мрамор. 87 х 38 х 36
  • Ск-409

  • Пост. из Строгановского дворца-музея в 1930


Румянцев-Задунайский Петр Александрович (1725–1796) — генерал-фельдмаршал, командующий одной из русских армий во время русско-турецкой войны (1768–1774), получивший после ее победного окончания почетное наименование Задунайский. Генерал-губернатор Малороссии.

Необычайно интересна история памятника генерал-фельдмаршалу П. А. Румянцеву-Задунайскому, который в 1866 году появился на площади города Глухова Черниговской губернии. Изначально, в конце XVIII века, он стоял в парке малороссийского имения графа П. В. Завадовского «Ляличи» в ротонде Храма благодарности. Над созданием почти двухметровой бронзовой статуи в течение нескольких лет работал в Петербурге скульптор Ж.-Д. Рашетт. Ее завершение относится к 1793 году, тогда же было сделано уменьшенное повторение в мраморе, которое сразу вошло в знаменитое художественное собрание графа А. С. Строганова; в 1930 году оно было передано из Строгановского дворца-музея в Русский музей. Бронзовый монумент во время второй мировой войны был уничтожен, и ныне лишь старые фотографии и тщательно исполненная авторская реплика (обычно показываемая в музейной экспозиции среди произведений «россики») дают возможность широкому зрителю познакомиться с первым в истории русской монументальной пластики не конным, а пешим памятником российскому полководцу. Елена Карпова. Вступительная статья // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 6.

Небольшая мраморная статуя, поступившая в Русский музей в 1930 году из Строгановского дворца-музея, представляет собою уменьшенное авторское повторение монументальной бронзовой фигуры Румянцева-Задунайского, исполненной Ж.-Д. Рашеттом для графа П. В. Завадовского, который 12 апреля 1793 года в письме графу С. Р. Воронцову писал: «Похвалюсь тебе, мой друг, добрым делом. Лет несколько работали и отливали по моему заказу бронзовую большую статую фельдмаршала Румянцева. Производил оную здесь находящийся художник Рашет. Вышла прекрасно в отделке, и образ его довольно похож. Я не хотел выставить оную здесь на показ всем, чтоб не протолковали укоризною, а отправил в мою малороссийскую деревню, где приготовлен для нее храм, чтобы воздвигнуть памятник благодарности моей к благодетелю»1.

Эта статуя, изображавшая П. А. Румянцева в образе античного воина, с множеством аллегорических атрибутов, создавалась по программе Н. А. Львова и стала одним из наиболее характерных памятников эпохи русского Просвещения. Поэт И. И. Дмитриев, принадлежавший к ближайшему окружению Г. Р. Державина, опубликовал в 1795 году оду «К бронзовой статуе Графа Румянцева, воздвигнутой Завадовским на его даче».

К середине XIX века, когда знаменитые в свое время Ляличи, меняя владельцев, постепенно пришли в полное запустение, скульптура оказалась вывезенной в смоленскую губернию, где ее и приобрел в 1865 году черниговский губернатор князь С. П. Голицын. Он подарил статую городу Глухову, бывшей резиденции генерал-губернатора Малороссии. «Глуховский городской голова изъявил готовность принять на свой счет устройство приличного пьедестала под статую, а городское общество вызвалось сделать чугунную решетку на сумму, собранную по подписке» 2. Так на Соборной площади этого города появился памятник П. А. Румянцеву-Задунайскому, запечатленный на старых фотографиях. Одну из них поместил в своей книге Г. К. Лукомский, вскользь заметив: «Конечно, не унылая, заросшая крапивой площадь уездного городка — место для такого монумента» 3. В послереволюционные годы статую перенесли к зданию краеведческого музея, во время войны 1941–1945 годов она была утрачена.

Мраморная статуя, более 100 лет находившаяся в фамильной коллекции графов Строгановых и ныне хранящаяся в Русском музее, долгое время считалась единственным «напоминанием» о монументальном произведении Рашетта. Однако не так давно выяснилось, что до наших дней дошел еще один уменьшенный вариант фигуры, отлитый в бронзе известным литейщиком Императорской Академии художеств Э. Гастклу. По всей видимости, именно это повторение некогда принадлежало сыновьям полководца, а в 1832 году графом С. П. Румянцевым было принесено в дар Первому сухопутному шляхетному кадетскому корпусу (ныне — в частном собрании)4. Елена Карпова // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 16.

1. Архив князя Воронцова. Т. 12. М., 1877. С. 84. Подробнее об истории памятника см.: Карпова Е. В. Памятник П. А. Румянцеву-Задунайскому (материалы к изучению творчества Ж.-Д. Рашетта) // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1984. Л., 1986. С. 310–319.
2. РГИА, ф. 1293. Оп. 76. 1866, Д. 116, л. 2.
3. Лукомский Г. К. Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства. Ч. 1. Пг., б. г. С. 285.
4. Это бронзовое повторение статуи было опубликовано: Карпова Е. Бронзовая модель памятника П. А. Румянцеву-Задунайскому // Пинакотека. 2002. № 13–14. С. 268–269.

На ребре основания краской надпись: Румянцевъ ужасенъ для Порты горделив[ой], [п]од лавромъ онъ [великъ, великъ] и подъ оливой.

На тыльной стороне основания подпись и дата: Rachette fecit 1793

Подробнее о П.А.Румянцеве-Задунайском
Скрыть полный текст

Румянцев-Задунайский Петр Александрович (1725, Москва – 1796, с. Ташани Полтавской губ.) - полководец, генерал-фельдмаршал. Родился в семье генерал-аншефа. Ребенком был записан рядовым в лейб-гвардии Преображенский полк. До 14 лет обучался дома. В 1739 г. был прикомандирован к русскому посольству в Берлине, но вскоре выяснилось, что Румянцев "к гражданской службе склонности не имеет". Возвращенный в Петербург в 1740 г., Румянцев был определен в сухопутный кадетский корпус, который вскоре покинул, "пользуясь пребыванием отца в чужих краях". В 1743 г. вместе с отцом был в Швеции и привез в Петербург выгодный для России Абоский мирный договор, за что был произведен в полковники, а затем получил вместе с отцом графский титул. В дальнейшем продвигался по службе не благодаря связям, а за счет серьезной работы и собственных талантов. В начале Семилетней войны 1756–63 гг. Румянцев успешно переформировал русскую конницу. В 1757 г. умелыми действиями решил исход сражения при Гросс-Егерсдорфе. Отлично обучив вверенных ему кирасиров, Румянцев в сражении при Кунерсдорфе выдвинулся в число лучших командиров. В 1761 г. впервые применил батальонные колонны для нанесения противнику быстрого мощного удара, создал легкие батальоны и использовал в бою тактику рассыпного строя при осаде и взятии прусской крепости Кольберг, защищавшей подступы к Берлину, что было новым словом в военном искусстве второй половины XVIII в. В 1761 г. вступивший на престол Петр III, заключив мир с Пруссией, произвел Румянцева в генерал-аншефы и поставил командующим армией в войне с Данией, не успевшей начаться из-за совершенного дворцового переворота Екатерины II. В 1764 г. был назначен генерал-губернатором Украины. Выполняя волю Екатерины II, Румянцев проводил имперскую политику ликвидации автономии и усиления крепостничества в Малороссии.
Заботясь об усилении могущества России и укреплении ее южных границ, Румянцев считал необходимым продвинуть их к Черному морю, Бугу и Днестру. Во время русско-турецкой войны 1768–74 гг. проводил активные наступательные действия. В 1770 г. одержал блистательные победы при Рябой Могиле, Ларге, Кагуле, заслужив чин генерал-фельдмаршала и восторженное письмо Фридриха II: "Полная победа, которую одержали вы над турецкой армией, приносит вам тем более славы, что успех ее был плодом вашего мужества, благоразумия и деятельности". В 1774 г. успешные действия в Болгарии и наступление на Шумлу, где были сосредоточены главные турецкие силы, заставил противника "заключить без отлагательства вечный мир", названный Кючук-Кайнарджийским. Почетное наименование "Задунайский", назначение главным начальником всей регулярной кавалерии русской армии, чины и заслуги не смогли соперничать с возвышением Г. А. Потемкина, и Румянцев-Задунайский стал командующим лишь номинально, не покидая своего имения. Военные идеи Румянцева, изложенные им в "Инструкции" (1761), "Обряде службы" (1770), "Мыслях" (1777), сыграли важную роль в реорганизации русской армии, в развитии отечественного военного искусства.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: