Проект надгробного памятника М. А. Врубелю
Не осуществлен. 1917
- Гипс тонированный. 80,5 х 31 х 26
- Ск-1996
Пост. в 1956 от И. Л. Шервуд, дочери скульптора, Ленинград
- Период Первая половина XX века
- Поделиться
Врубель Михаил Александрович (1856–1910) — живописец, рисовальщик, скульптор. Член объединения «Мир искусства» (1900), академик живописи (1905).
С немалым воодушевлением работал скульптор над проектом надгробного памятника Михаилу Врубелю, которого очень ценил как художника. Две авторские модели — портрет на высоком постаменте, украшенном рельефными изображениями врубелевских персонажей, и «голова М. А. Врубеля» — были представлены на Десятой выставке нового общества художников (1917), но так и остались неосуществленными. Поступив затем в собрание Русского музея, они экспонировались и на других музейных выставках. Кроме того, их традиционное размещение в Открытом фонде скульптуры в Михайловском замке сделало их вполне доступными для посетителей музея. Елена Карпова. Леонид Шервуд: первые десятилетия творческого пути // Скульптор Леонид Шервуд… СПб, 2023. С.11.
Заказ на создание надгробного памятника Л. В. Шервуд получил от вдовы художника Н. И. Забелы-Врубель. В течение нескольких лет скульптор периодически возвращался к разработке мемориального замысла, к осмыслению образа гениального живописца. «Л. В. Шервуд деятельно работает над осуществлением проекта памятника на могиле Врубеля» 1,— сообщал в 1916 году журнал «Аполлон». В следующем году на X выставке «Нового общества художников» Шервуд представил эскиз надгробия в виде высокого постамента, на котором помещен портрет Врубеля. Кроме того, экспонировалась монументальная «голова» к этому проекту. Из постамента, напоминающего скалу, словно «вырастали» знаменитые образы врубелевских полотен (поверженный Демон, шестикрылый Серафим и другие). При создании портрета Врубеля он «стремился связать пластический характер скульптурной формы с внутренней сущностью деятельности и психологии портретируемого человека» (говорил сам скульптор о своих работах). Не случайно портрет, решенный в мощных объемах, получился по-своему выразительным и монументальным. В 1917 году он был опубликован в журнале «Нива» как вполне самостоятельная и удачная в творческом отношении работа 2.
Проект Шервуда не получил одобрения художественной общественности. Наверное, это во многом объясняется тем, что скульптору не удалось найти убедительного пропорционального соотношения объема постамента и венчающей его «головы». Проект остался не реализованным, до 1956 года он находился в мастерской Л. В. Шервуда, откуда поступил в Русский музей. Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 103.
- Аполлон. 1916. № 1. С. 37.
- Нива. 1917. № 7. С. 100 (воспр. под названием «Художник М. А. Врубель»).