Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва

Требуем мира!

Выполнена совместно с бригадой скульпторов: Н. Г. Зеленской, З. Г. Ивановой, С. В. Казаковым, А. М. Сергеевым. 1950


Агитационная скульптура. Выполнена совместно с бригадой скульпторов: Н. Г. Зеленской, З. Г. Ивановой, С. В. Казаковым, А. М. Сергеевым.

Повторения: бронза, отлив 1955 — подарена КНДР. Вера Мухина. СПб, 2009. С. 155.

Творчество художника пронизано символикой. Самой откровенной, не завуалированной какими-либо дополнительными смыслами, является агитационная скульптура, к жанру которой относится группа «Требуем мира!» (1950). Ее значение описано самой Мухиной:

«В данной скульптурной группе изображены народы всего мира — черные, белые, желтые, единым фронтом <…> вместе с жертвами войны требующие мира. Это прогрессивное человечество настоящего и все будущее человечество, изображенное в фигуре молодой матери, с ребенком идущей впереди. <…> Голубь символизирует движение за мир. <…> Этот общий фронт идет по поверженным и растоптанным фашистским знаменам, напоминающим недавнее прошлое и служащее предупреждением современным агрессорам»*.

Общее пафосное содержание этой работы, превращающее ее в символ, довольно откровенно подкрепляется рядом знаков и деталей. Они делают произведение доступным для понимания представителям всех слоев советского общества. К знакам можно отнести поверженные знамена, пустой рукав одной из фигур, детские статуи. В качестве деталей, которые приближают образы, ставят их на одну планку со зрителем, используются платья, костюмы и обувь персонажей, имеющие достоверные фасоны первых послевоенных лет. Экономические проблемы, нехватка необходимого, естественно, отразились и на возможности хорошо одеваться. Мужские фигуры в группе облачены в стандартную военную и рабочую форму разных стран. На женских фигурах простые платья, характерные для середины 1940-х годов, когда их шили из подручных материалов, вплоть до простыней и наволочек. Сандалии на плоской подошве, надетые на ноги женщины с голубем, также были распространены в 1940-е годы. Таким образом, в композиции содержится точное указание и на время действия изображенного в ней события. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 14-15.

* Мухина В. И. Скульптурная группа «Требуем мира!» // Мухина. Литературно-критическое наследие. С. 116.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Последняя крупномасштабная станковая работа Мухиной — скульптурная группа «Требуем мира!» (1950), надо сказать, не лучшая в плане пластической реализации замысла (известно, что сама Мухина была не совсем довольна результатом). Коллективное здесь осознано не только в бригадном методе исполнения, но и напрямую визуализируется многофигурностью композиции. Коллективное сознание, бригадный метод и многофигурность — та триада, на которой строилось сталинское искусство. Оставив в стороне идейную патетику и почти натуралистическое скульптурное решение группы, необходимо отметить новую форму ее репрезентации. Предполагалось, что, сделанная из легкого материала, она будет мобильной, способной к передвижению из одного общественного места в другое, выполняя таким образом пропагандистские функции. Поставленная на очень низкий постамент и оказавшаяся лицом к лицу со зрителем, композиция тем самым усиливала эффект присутствия, была практически осязаема, повышая зрительскую активность. «Мы хотели, чтобы зритель включился в действие и как бы чувствовал себя соучастником требования мира»*, — писала Мухина. Эта работа в определенном смысле является предвестником поисков интерактивности в современном искусстве. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 9.

* Мухина В. И. Выступление в Третьяковской галерее по поводу скульптурной группы «Требуем мира!» // Мухина. Литературно-критическое наследие. С. 118.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: