Балерина Марина Семенова
1941
- Гипс. 104 x 94 x 81
- СО-60
Пост. в 1943 из Управления по делам искусств при СНК РСФСР
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Семенова Марина Тимофеевна (1908-2010) — балерина, балетмейстер, народная артистка СССР (1975).
Мухина из тех, кто не пытался встроиться в новую систему координат зарождающегося соцреализма. Сохранив собственные художественные ориентиры, она стремилась не выжить, а повлиять, изменить, сформировать. Ее действенная натура не могла пассивно созерцать, отказаться от борьбы, смириться с ролью ведомого. Оттого в поэтике Мухиной 1930–1940-х годов отсутствуют лирические отступления, а сюжеты повествуют об одном — о человеке, но о человеке новой формации, о Герое, причем не только в военной, но и в мирной жизни. <...>
Ее герои, будь то конкретные персонажи или типологические образы, — это, прежде всего, те, кто целеустремленно созидает, страстно борется, вдохновенно покоряет природные стихии или вершины научной мысли. Наделенные таким грузом ответственности, они всегда сосредоточенны, эмоционально уравновешенны, героически мужественны, лишены мелочной житейской суетности, обыденности, камерности (поэтому даже в портрете балерины Семеновой не звучит музыкально-лирическая интонация). Минуя богов, Мухина демиургическим жестом создает своих героев, свою систему ценностных ориентиров. Героизируя простого человека, она поднимает его над обыденностью мира и показывает, что в ситуации без бога человек сам является гарантом, эталоном и законодателем своих моральных ценностей. Герои Мухиной оказались под стать ей самой — натуре деятельной, обладающей необычайной силой, поразительной творческой энергией и темпераментом, исключительной работоспособностью (будучи тяжело больной, она напишет из больницы: «Я в Барвихе уже две недели… У меня нет спокойствия, я жадная к жизни. Я люблю жизнь, люблю воздух, солнце, землю, люблю людей, люблю дело. Вот оно-то меня и тревожит. Вынужденное мое безделие меня вырвало из равновесия… Неужели я никогда уже не влезу на леса на работе… Протестую всем своим существом...»*. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 7.
* Мухина В. И. Письмо из Барвихи // Мухина. Литературно-критическое наследие. С. 210–211.
Вслед за ДЕТАЛЯМИ Мухина вводит в свои скульптуры ЗНАКИ — предметы, тоже соответствующие теме, но не обязательно скрупулезно воспроизводящие реальность. Это обобщенные образные штрихи, отражающие концепцию произведения. Целью введения знаков, в отличие от деталей, является не отсылка к конкретике, а концентрация смыслового выражения, передача основной идеи в максимально сжатой форме.
Самый простой вариант — когда знаками становятся детали. К примеру, костюм в полуфигуре М. Т. Семеновой (1941, СО-60) — знак ее профессии, а не уточняющая деталь. Балетная пачка использовалась в разные времена для разных спектаклей, она может быть и репетиционной одеждой, но никто, кроме балерины, в ней появиться не может. Даже если человек иной профессии наденет пачку, например, в качестве маскарадного костюма, она все равно останется знаком танцевального искусства. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 13.