Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва

Певица Казароза (Б. Г. Волкова)

Барельеф. 1930


Волкова Белла Георгиевна (1893–1929) — певица. Казароза — сценический псевдоним, данный Б. Г. Волковой поэтом М. А. Кузминым. По воспоминаниям Кузмина, псевдоним происходит от слов casa (исп. домик) и rosa (роза) — то есть «розовый домик», по ассоциации с особым цветом лица (розовым оттенком смуглой кожи) девушки.

Создавая портрет, Мухина в большинстве случаев вводит в композицию элементы одежды, чаще всего воротнички, банты, галстуки. Детали эти безошибочно точны с точки зрения временных рамок. Способ укладки волос в женских портретах, всегда индивидуальный, обязательно отражает веяния моды. В 1914–1915 годах, в Первую мировую войну, из-за лишений военного времени женщины практически не носят сложных причесок. Волосы чаще всего коротко стригутся, заплетаются в косы или собираются в пучок на затылке, как в портретах И. Бурмейстер (1914, СК-1890), сестры (1915, СК-1891) или В. А. Шамшиной (1916, СК-1894). Другой пример — рельеф «Казароза» (1930, СО-696) или «Портрет А. Травиной» (1935, СО-638). Детали обеих работ указывают на моды предвоенного десятилетия. В 1930-е годы в ходу были небольшие отложные воротнички, иногда с бантами, а стриженые волнистые волосы укладывались в прическу с косым пробором. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 12.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: