Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва

Портрет генерал-майора Н. Б. Корнеева

Отлив: 1955. 1942

  • Бронза. 60 x 55 x 35
  • СО-717

  • Пост. в 1963 из ДХФПП


Николай Васильевич Корнеев (8 мая 1900, д. Каменка, Богородицкий уезд, Тульская губерния — июль 1976, Москва) — советский военачальник, генерал-лейтенант (1943). В 1919 году вступил в Красную Армию. Участвовал в Гражданской войне. С июля 1924 года был командиром отдельной роты связи 3-го стрелкового корпуса Московского военного округа (Владимир), в феврале 1925 года назначен начальником связи корпуса. С января 1940 года участвовал в советско-финской войне, будучи назначенным заместителем начальника оперативного отдела штаба Северо-Западного фронта. С июля 1941 года был начальником штаба 20-й армии на Западном фронте (по октябрь 1941 года). В декабре 1943 года назначен Главой советской военной миссии в Югославии при штабе НОАЮ. В январе 1944 года вылетел с миссией в Югославию. В течение года вёл сложную работу в немецком тылу на Балканах, умело организовывая взаимодействие как с штабом Тито, так и с английской военной миссией в Югославии во главе с Рэндольфом Черчиллем. С 1950 года — в отставке.

Мухина из тех, кто не пытался встроиться в новую систему координат зарождающегося соцреализма. Сохранив собственные художественные ориентиры, она стремилась не выжить, а повлиять, изменить, сформировать. Ее действенная натура не могла пассивно созерцать, отказаться от борьбы, смириться с ролью ведомого. Оттого в поэтике Мухиной 1930–1940-х годов отсутствуют лирические отступления, а сюжеты повествуют об одном — о человеке, но о человеке новой формации, о Герое, причем не только в военной, но и в мирной жизни. Во многом благодаря ее усилиям складывается особый жанр — героический портрет, надолго закрепившийся в советском искусстве различными модификациями, но в пределах стилистической инвариантности.

Ее герои, будь то конкретные персонажи или типологические образы, — это, прежде всего, те, кто целеустремленно созидает, страстно борется, вдохновенно покоряет природные стихии или вершины научной мысли. Наделенные таким грузом ответственности, они всегда сосредоточенны, эмоционально уравновешенны, героически мужественны, лишены мелочной житейской суетности, обыденности, камерности <...>. Минуя богов, Мухина демиургическим жестом создает своих героев, свою систему ценностных ориентиров. Героизируя простого человека, она поднимает его над обыденностью мира и показывает, что в ситуации без бога человек сам является гарантом, эталоном и законодателем своих моральных ценностей. Герои Мухиной оказались под стать ей самой — натуре деятельной, обладающей необычайной силой, поразительной творческой энергией и темпераментом, исключительной работоспособностью. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 7.

Гипсовый оригинал, 1942 — Национальный музей изобразительного искусства Республики Молдова, Кишинев.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: