Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва

Гайдамаки (Уманская резня)

Эскиз детали проекта памятника Т. Г. Шевченко. Отлив: 1963. 1933

  • Бронза. 21 x 37 x 16
  • СО-749

  • Пост. в 1963 с завода художественного литья, Мытищи


Гипсовый оригинал, 1933 — ГРМ (СО-634).

Практически любое произведение Мухиной несет в себе то, что позволяет безошибочно определить эпоху его создания, понять смысл авторской идеи, почувствовать глобальность заложенной в него символики. Это касается как масштабных пространственных композиций, так и рельефов, портретов, многочисленных этюдов, эскизов и пластических набросков.

В основе всего лежат ДЕТАЛИ. Детали всегда точны, соответствуют исторической действительности, поскольку являются реалиями повседневности. Это штрихи, делающие образ узнаваемым, понятным и близким зрителю, отражающие «жизненную правду». Прически, одежда и головные уборы, бытовые предметы имеют реальную основу, их менее всего затрагивает фантазия автора. В работах Мухиной они выглядят естественно и практически не обращают на себя внимания, но содержат в себе указание на временную, социальную или профессиональную принадлежность изображенных. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 12.

<...> Детали важны не только в портретах. «Узбечка с кувшином» (фигура для «Фонтана национальностей», 1933, СО-653) одета в шаровары и халат, герои композиции «Гайдамаки» (1933, СО-634, СО-749) тоже в шароварах — и даже в столь небольших по размеру эскизных работах можно увидеть разницу между этими предметами одежды в соответствии с национальной принадлежностью персонажей. Мухина передает не только их форму, но и особенности ткани: в первом случае легкой, во втором — плотной. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 12.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: