«Павшим в борьбе за мир и братство народов»
Мемориальная доска, установленная в Москве на стене Кремля. 1918
- Рельеф, бетон, цемент раскрашенный. 509 x 340 x 40
- СО-798
Пост. в 1966 через МК СССР из ГТГ
- Период Первая половина XX века
- Поделиться
В ХХ веке обновляется и традиционная мемориальная пластика, в первую очередь — памятные доски. Сразу после революции 1917 года появляется совершенно новый по содержанию вид рельефа — агитационный. Самым первым и самым значительным произведением в этом ряду стала доска С. Т. Коненкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов», установленная 7 ноября 1918 года на Сенатской башне Московского Кремля, но затем демонтированная. К открытию доски была специально написана кантата на слова С. Есенина, С. Клычкова и М. Герасимова. Однако художественное решение этого барельефа еще не несет в себе принципиально новых черт. Новизна состоит в смене назначения этого вида скульптуры. Декоративно-украшательская функция, «привязывающая» рельеф к определенному строению или памятнику, заменяется идеологической, подразумевающей большую свободу в выборе места его размещения.
Доска Коненкова является уникальным произведением агитационно-массового искусства. В истории рельефа подобный опыт больше не повторялся. Герои агитационных рельефов в последующие годы — это уже не аллегорические крылатые гении, как у Коненкова, а вполне реальные революционные деятели разных стран, и выполнены эти работы в гораздо более скромных масштабах. Марина Стекольникова. Русский рельеф - век XX //Рельеф в России XVIII — начала XXI века из собрания Русского музея. СПб, 2013. С. 23-24.
Из книги С.Т.Коненкова "Воспоминания. Мой век":
Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот...
Спите, любимые братья,
Мимо вас движется ратью
К зорям вселенским народ.
Под звуки кантаты все собравшиеся у Кремлевской стены в молчании внимательно рассматривали мемориальную доску. Крылатая фантастическая фигура Гения олицетворяет собой Победу. В одной ее руке — темно-красное знамя на древке с советским гербом; в другой — зеленая пальмовая ветвь. У ног фигуры — поломанные сабли и ружья, воткнутые в землю. Они перевиты траурной лентой. А за плечами надмогильного стража восходит солнце, в золотых лучах которого написано: ОКТЯБРЬСКАЯ 1917 РЕВОЛЮЦИЯ
На мемориальной доске, внизу, начертаны слова: ПАВШИМ В БОРЬБЕ ЗА МИР И БРАТСТВО НАРОДОВ
Эти слова были девизом моей работы, и мне радостно сознавать, что они были одобрены и утверждены В. И. Лениным.
Только замолкли оркестр и хор, как Владимир Ильич поднялся на трибуну и произнес свою теперь широко известную речь, посвященную борцам Октябрьской революции.
Десять лет спустя Владимир Маяковский в октябрьской поэме «Хорошо» отдал дань святому для каждого советского человека месту — братской могиле красногвардейцев, погибших при штурме Кремля.
И лунным.
пламенем
озарена мне
площадь
в сиянии,
в яви
в денной...
Стена —
и женщина со знаменем
склонилась
над теми,
кто лег под стеной.
Мемориальная доска принадлежит истории. Она напоминает о личном участии В. И. Ленина в становлении советского монументального искусства и революционных традиций.
Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов» находилась на Сенатской башне Кремля до 1948 года, когда из-за повреждения была снята. В 1963 году в канун своего девяностолетия я отреставрировал памятную доску, и она после этого экспонировалась на юбилейных выставках в Москве и Ленинграде. Сейчас мемориальная доска включена в экспозицию Русского музея. Коненков С.Т. Мой век. Воспоминания М. C. 227-228.