Новости и события

03 июня 2016 Саранск

Онлайн-лекция «Круг Петрова-Водкина»

3 июня в 12-00 в Информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Мордовского художественного музея им. С. Д. Эрьзи состоится онлайн-лекция Александра Боровского «Круг Петрова-Водкина»

Лекция Александра Давидовича Боровского будет посвящена выставке Русского музея «Круг Петрова-Водкина», которая откроется 2 июня в залах Корпуса Бенуа. Для истории русского искусства эта выставка, как и материалы к ней — важный этап, когда не только выявляются особенности школы, но и открываются новые имена со своими творческими лицами, стилями и манерами.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин оказал влияние на большой круг своих современников — для одних он был старшим товарищем по искусству, для других — в прямом смысле педагогом, делившимся объективным методом проникновения в натуру — «искусством видеть». Педагогическая деятельность Петрова-Водкина  началась  в 1910-е гг., когда Л. Бакст рекомендовал его в качестве своего преемника в передовую, известную сильным составом учеников, «школу Е. Н. Званцевой». Тогда же складывается «круг Петрова-Водкина»: Надежда Лермонтова, которая была, скорее, соратником мастера, Фавста Шихманова, Раиса Котович-Борисяк, Магда Нахман.

Выставка впервые показывает «званцевцев» как цельное явление, в котором нашли свое преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм и начало экспрессионизма. Исследователи справедливо называют  Петрова-Водкина человеком и художником  «архетипического мышления». Под этим  понимается  совокупность «сюжетно-смысловых и ситуационных мотивов», с помощью которых он переживал и осмысливал действительность.  Устойчивость петрово-водкинских архетипов (например, «материнство»), укорененных в российской традиции искусствопонимания,  делают их постоянными слагаемыми отечественной  художественной жизни в течение многих десятилетий.  В том числе, в конце 1920-х — 1930-е годы.  Даже художники, дистанцировавшиеся в силу динамики индивидуального развития от Петрова-Водкина, в плане стилистики, сохраняют с ним связь на  архетипическом уровне.   Сегодня, когда происходит переосмысление искусства,  возможно изменить представления о конфигурации символизма в послеавангардный период.  Не говоря уже о вынесении  этой проблематики на уровень полемики о реализме в европейском искусстве  между двумя войнами.

Лектор: Александр Давидович Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской Академии художеств. В Государственном Русском музее с 1989 года заведует Отделом новейших течений. Курирует основные программы Дирекции музея по репрезентации актуального искусства, в том числе проект «Музей Людвига в Русском музее» (экспозиция дара семьи Людвигов) и серию выставок современного западного искусства. Член жюри премий «Инновация», «Премия Кандинского», «Премия Курёхина», «Ars Fennica». Автор более 400 работ по истории искусства XX века, а также критических статей по современному искусству.

Продолжительность лекции — 1 час 30 минут.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: