3 июня в 12-00 в Информационно-образовательном центре "Русский музей: виртуальный филиал" Мордовского художественного музея им. С.Д. Эрьзи состоится онлайн-лекция Александра Боровского «Круг Петрова-Водкина»
Лекция Александра Давидовича Боровского будет посвящена выставке Русского музея "Круг Петрова-Водкина", которая откроется 2 июня в залах Корпуса Бенуа. Для истории русского искусства эта выставка, как и материалы к ней – важный этап, когда не только выявляются особенности школы, но и открываются новые имена со своими творческими лицами, стилями и манерами.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин оказал влияние на большой круг своих современников – для одних он был старшим товарищем по искусству, для других – в прямом смысле педагогом, делившимся объективным методом проникновения в натуру – «искусством видеть». Педагогическая деятельность Петрова-Водкина началась в 1910-е гг., когда Л.Бакст рекомендовал его в качестве своего преемника в передовую, известную сильным составом учеников, «школу Е.Н.Званцевой». Тогда же складывается «круг Петрова-Водкина»: Надежда Лермонтова, которая была, скорее, соратником мастера, Фавста Шихманова, Раиса Котович-Борисяк, Магда Нахман.
Выставка впервые показывает «званцевцев» как цельное явление, в котором нашли свое преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм и начало экспрессионизма. Исследователи справедливо называют Петрова-Водкина человеком и художником «архетипического мышления». Под этим понимается совокупность «сюжетно-смысловых и ситуационных мотивов», с помощью которых он переживал и осмысливал действительность. Устойчивость петрово-водкинских архетипов (например, «материнство»), укорененных в российской традиции искусствопонимания, делают их постоянными слагаемыми отечественной художественной жизни в течение многих десятилетий. В том числе, в конце 1920-х – 1930-е годы. Даже художники, дистанцировавшиеся в силу динамики индивидуального развития от Петрова-Водкина, в плане стилистики, сохраняют с ним связь на архетипическом уровне. Сегодня, когда происходит переосмысление искусства, возможно изменить представления о конфигурации символизма в послеавангардный период. Не говоря уже о вынесении этой проблематики на уровень полемики о реализме в европейском искусстве между двумя войнами.
Лектор: Александр Давидович Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской Академии художеств. В Государственном Русском музее с 1989 года заведует Отделом новейших течений. Курирует основные программы Дирекции музея по репрезентации актуального искусства, в том числе проект «Музей Людвига в Русском музее» (экспозиция дара семьи Людвигов) и серию выставок современного западного искусства. Член жюри премий "Инновация", "Премия Кандинского", "Премия Курёхина", "Ars Fennica". Автор более 400 работ по истории искусства XX века, а также критических статей по современному искусству.
Продолжительность лекции - 1 час 30 минут. При поддержке некоммерческого партнерства "Виртуальный Русский музей" лекция транслируется на сайте www.npvrm.ru
tags cloud
- #opening_of_a_branch
- #lecture
- #exhibition
- #virtual_exhibition
- #virtual_tour
- #online_exhibition
- #мультимедийная_выставка
- #poster_exhibition
- #online_event
- #masterclass
- #contest
- #занятие
- #festival
- #video_conference
- #round_table
- #conference
- #seminar
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #multimedia
- #Business_meeting_of_virtual_brances
- #The_Multimedia_Centre
- #Drammatika
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #RussianMuseum120
- #RMcatalogues
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Artefact
- #100years_restorationRM
- #Peter_I_350
- #Antarctica200
- #folk_art
- #profession_restorer
- #RM_anniversary
- #SPb_anniversary