Новости и события

18 января 2023 Санкт-Петербург (СПбУТУиЭ)

Художники блокадного Ленинграда

Сегодня Санкт-Петербург отмечает восьмидесятую годовщину прорыва блокады Ленинграда. Осада Северной столицы продолжалась с 8 сентября 1941 года и длилась 872 дня.  18 января 1943 года, в результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо.

На долю ленинградцев и защитников города выпали нечеловеческие испытания, голод, холод и ежедневные бомбежки.Как писала Вера Инбер, оставшаяся в осажденном Ленинграде:

Да, мы – в кольце.
А тут еще мороз
Свирепствует, невиданный дотоле.
Торпедный катер стынет на приколе.
Автобус в ледяную корку врос;
За неименьем тока нет трамваев.

Все тихо. Город стал неузнаваем.

Художников в блокадном Ленинграде оставалось мало: многие ушли на фронт, многие эвакуировались. Но для оставшихся главным было работать на Победу.Для художников первое вступление в войну ознаменовалось работами по маскировке города. Для этого применялись разнообразные приемы: например, для Смольного была сплетена огромная сетка с искусственными листьями, превращавшая при взгляде сверху весь квартал целиком в тенистый сад. Дома на набережной Невы были расписаны охристыми полосами и пятнами, что даже на близком расстоянии их формы рассеивались и казались нереальными. Ленинградские мосты были так камуфлированы, что ни один из них не был разрушен вражеским огнем.И с первых дней войны создаются плакаты, полные пафоса, такие как, например, плакат Владимира Александровича Серова «Защитим город Ленина» 1941.Действовал знаменитый «Боевой карандаш», выпуская свои листы и для города, и для войск, и для тыла противника, например: Курдов В. И. «Балтийцы» (1941-1944); Тырса Н. А. «Тревога» 1941.Возникают «Окна Тасс»: в витринах магазинов, расположенных на крупнейших улицах и проспектов, выставлялись газеты и плакаты с последней информацией с фронта.Работа ленинградских художников в период блокады была поистине беспримерной.  Им не приходилось придумывать, изобретать темы для своих произведений – окружающая жизнь в обилии предоставляла достойные изображения и сюжеты, которые сами просились на холст или бумагу. Вячеслава Пакулина с походным этюдником можно было встретить в любой точке города-фронта. На его холстах – израненный снарядами и бомбами Ленинград. Николай Павлов как художник-документалист «фиксировал» то, что являлось характерным для блокады – коллективную уборку снега, маскировку памятников, в частности Медного всадника, боевые корабли на Неве.  Бесстрашным балтийским морякам посвящены работы Георгия Татарникова, серия Николая Тимкова «Ленинград военных лет». Василий Кучумов  запечатлел тяжелые, мрачные интерьеры Русского музея во время Блокады города. Благодаря Владимиру Конашевичу мы можем увидеть дворы Петроградской стороны военного времени.  Евгения Магарил рисовала людей в больничном стационаре, Вера Зенькович создала замечательную серию картин «Блокадный трамвай». Блокадный, не сдавшийся врагу Ленинград,  запечатлен в выразительных рисунках и акварелях Юрия  Непринцева,  Соломона Боима, в ксилографиях Павла Шиллинговского из цикла «Осажденный город».  Елена Мартилла создала яркие зарисовки жизни осажденного города. В историю ленинградского искусства навсегда вошли Алексей Пахомов – автор литографий «Ленинград в дни блокады»; Николай Дормидонтов с его серией «Ленинград в блокаде»;  Соломон Юдовин, создавший цикл лаконичных черно-белых линогравюр («Бульвар Профсоюзов» и др.); Анна Остроумова-Лебедева с красочной работой «Салют». Интересную серию гравюр «Ленинград в блокаде» исполнила в 1944 году Лидия Гагарина.Всю блокаду прожила в Ленинграде Вера Милютина, до войны работавшая в Малом оперном реставратором эскизов. В 1942 году Милютину пригласили зафиксировать «ранения Эрмитажа»: большинство работ этой серии не сохранилось, часть из них (около десяти листов) находится в коллекции музея Михайловского театра.В отдельных работах ленинградцев встают батальные сцены: Владимир Серов «Балтийский десант» (1942); Иосиф Серебряный «Атака». (1942). Серебряному принадлежит также картина «Партизаны-лесгафтовцы» (1943) – групповой портрет спортсменов-лыжников, для которого предварительно с натуры было написано немало отдельных лиц. Георгий Верейский и Никифор Пильщиков создают галереи портретов лётчиков – ленинградцы должны знать своих защитников в лицо.
Уже после войны Иосиф Серебряный создал картину «В Ленинградской филармонии. 1942 год» (1958).

Более 80 художников погибли в блокадном Ленинграде. В их числе – Иван Билибин, Николай Тырса, Павел Филонов, Павел Шиллинговский. Последний так и не завершил цикла гравюр «Осаждённый город».

Духовная, культурная жизнь не прерывалась в городе-фронте в самые тяжелые дни, свидетельством чего было исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.  Не замирала и художественная жизнь.

В городе, в Союзе художников, регулярно проходили выставки – и персональные, и групповые. Они сопровождались буклетами, печатались пригласительные билеты, издавались репродукции многих произведений в виде открытых писем.

2 января 1942 года в промерзшем, с разбитыми взрывной волной стеклами Выставочном зале открылась Первая выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны. Несмотря на то что день был очень морозный, что художники еле держались от голода на ногах, открытие выставки прошло торжественно. И главное – ее посещали! Каждый день приходило по 15–18 человек – цифра по тому времени невероятно большая. Правление союза решило постоянно пополнять выставку новыми работами.

Кажется невероятным, но в сентябре 1942 года группа ленинградских художников отправилась в Москву на выставку-отчет о своей работе в боевых условиях. Путь в Москву занял у них 5 дней. Выставка открылась 4 октября 1942 года в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и прошла с огромным успехом. Затем выставка переехала в г.Молотов (сегодня Пермь) и открылась в июне 1943 года. На выставке было представлено 186 работ.

Жизнь в Русском музее не замирала даже в самую суровую зиму блокады: читались лекции, проводились научные заседания. Сотрудники Русского музея читали лекции в госпиталях и частях фронта, а с 1943 года начались выставки: «Выставка Репина», «Выставка пяти художников» - В.М. Конашевича, В.В. Пакулина, А.Ф. Пахомова, К.И. Ру­дакова и А.А. Стрекавина.и др.

Одно из ключевых событий Ленинграда‒ прорыв блокады 18 января 1943 года ‒ запечатлели на своей картине И.А.Серебряный, Вл.А. Серов и А.А. Казанцев, которые написали ее за месяц и показали уже 23 февраля 1943 года на выставке к 25-й годовщине Красной Армии.

С работами художников блокадного Ленинграда можно ознакомиться на подготовленной сотрудниками Виртуального Русского музея виртуальной выставке «Да будет мерой чести Ленинград!»


Использованы материалы:
статьи о художниках в блокадном Ленинграде из книги «Подвиг века» (1969),
статья С.Н. Левандовского «Искусство Ленинграда в период Великой Отечественной войны»

Сегодня Санкт-Петербург отмечает восьмидесятую годовщину прорыва блокады Ленинграда. Осада Северной столицы продолжалась с 8 сентября 1941 года и длилась 872 дня.  18 января 1943 года, в результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо.

На долю ленинградцев и защитников города выпали нечеловеческие испытания, голод, холод и ежедневные бомбежки.

Как писала Вера Инбер, оставшаяся в осажденном Ленинграде:

Да, мы – в кольце.
А тут еще мороз
Свирепствует, невиданный дотоле.
Торпедный катер стынет на приколе.
Автобус в ледяную корку врос;
За неименьем тока нет трамваев.
Все тихо. Город стал неузнаваем.

Художников в блокадном Ленинграде оставалось мало: многие ушли на фронт, многие эвакуировались. Но для оставшихся главным было работать на Победу.
Для художников первое вступление в войну ознаменовалось работами по маскировке города. Для этого применялись разнообразные приемы: например, для Смольного была сплетена огромная сетка с искусственными листьями, превращавшая при взгляде сверху весь квартал целиком в тенистый сад. Дома на набережной Невы были расписаны охристыми полосами и пятнами, что даже на близком расстоянии их формы рассеивались и казались нереальными. Ленинградские мосты были так камуфлированы, что ни один из них не был разрушен вражеским огнем.
И с первых дней войны создаются плакаты, полные пафоса, такие как, например, плакат Владимира Александровича Серова «Защитим город Ленина» 1941.
Действовал знаменитый «Боевой карандаш», выпуская свои листы и для города, и для войск, и для тыла противника, например: Курдов В. И. «Балтийцы» (1941-1944); Тырса Н. А. «Тревога» 1941.
Возникают «Окна Тасс»: в витринах магазинов, расположенных на крупнейших улицах и проспектов, выставлялись газеты и плакаты с последней информацией с фронта.

Работа ленинградских художников в период блокады была поистине беспримерной.  Им не приходилось придумывать, изобретать темы для своих произведений – окружающая жизнь в обилии предоставляла достойные изображения и сюжеты, которые сами просились на холст или бумагу. Вячеслава Пакулина с походным этюдником можно было встретить в любой точке города-фронта. На его холстах – израненный снарядами и бомбами Ленинград. Николай Павлов как художник-документалист «фиксировал» то, что являлось характерным для блокады – коллективную уборку снега, маскировку памятников, в частности Медного всадника, боевые корабли на Неве.  Бесстрашным балтийским морякам посвящены работы Георгия Татарникова, серия Николая Тимкова «Ленинград военных лет». Василий Кучумов  запечатлел тяжелые, мрачные интерьеры Русского музея во время Блокады города. Благодаря Владимиру Конашевичу мы можем увидеть дворы Петроградской стороны военного времени.  Евгения Магарил рисовала людей в больничном стационаре, Вера Зенькович создала замечательную серию картин «Блокадный трамвай». Блокадный, не сдавшийся врагу Ленинград,  запечатлен в выразительных рисунках и акварелях Юрия  Непринцева Соломона Боима, в ксилографиях Павла Шиллинговского из цикла «Осажденный город».  Елена Мартилла создала яркие зарисовки жизни осажденного города. В историю ленинградского искусства навсегда вошли Алексей Пахомов – автор литографий «Ленинград в дни блокады»; Николай Дормидонтов с его серией «Ленинград в блокаде»;  Соломон Юдовин, создавший цикл лаконичных черно-белых линогравюр («Бульвар Профсоюзов» и др.); Анна Остроумова-Лебедева с красочной работой «Салют». Интересную серию гравюр «Ленинград в блокаде» исполнила в 1944 году Лидия Гагарина.

Всю блокаду прожила в Ленинграде Вера Милютина, до войны работавшая в Малом оперном реставратором эскизов. В 1942 году Милютину пригласили зафиксировать «ранения Эрмитажа»: большинство работ этой серии не сохранилось, часть из них (около десяти листов) находится в коллекции музея Михайловского театра.

В отдельных работах ленинградцев встают батальные сцены: Владимир Серов «Балтийский десант» (1942); Иосиф Серебряный «Атака». (1942). Серебряному принадлежит также картина «Партизаны-лесгафтовцы» (1943) – групповой портрет спортсменов-лыжников, для которого предварительно с натуры было написано немало отдельных лиц. Георгий Верейский и Никифор Пильщиков создают галереи портретов лётчиков – ленинградцы должны знать своих защитников в лицо.

Уже после войны Иосиф Серебряный создал картину «В Ленинградской филармонии. 1942 год» (1958). 

Более 80 художников погибли в блокадном Ленинграде. В их числе – Иван Билибин, Николай Тырса, Павел Филонов, Павел Шиллинговский. Последний так и не завершил цикла гравюр «Осаждённый город».

Духовная, культурная жизнь не прерывалась в городе-фронте в самые тяжелые дни, свидетельством чего было исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.  Не замирала и художественная жизнь.

В городе, в Союзе художников, регулярно проходили выставки – и персональные, и групповые. Они сопровождались буклетами, печатались пригласительные билеты, издавались репродукции многих произведений в виде открытых писем.

2 января 1942 года в промерзшем, с разбитыми взрывной волной стеклами Выставочном зале открылась Первая выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны. Несмотря на то что день был очень морозный, что художники еле держались от голода на ногах, открытие выставки прошло торжественно. И главное – ее посещали! Каждый день приходило по 15–18 человек – цифра по тому времени невероятно большая. Правление союза решило постоянно пополнять выставку новыми работами.

Кажется невероятным, но в сентябре 1942 года группа ленинградских художников отправилась в Москву на выставку-отчет о своей работе в боевых условиях. Путь в Москву занял у них 5 дней. Выставка открылась 4 октября 1942 года в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и прошла с огромным успехом. Затем выставка переехала в г.Молотов (сегодня Пермь) и открылась в июне 1943 года. На выставке было представлено 186 работ.

Жизнь в Русском музее не замирала даже в самую суровую зиму блокады: читались лекции, проводились научные заседания. Сотрудники Русского музея читали лекции в госпиталях и частях фронта, а с 1943 года начались выставки: «Выставка Репина», «Выставка пяти художников» - В.М. Конашевича, В.В. Пакулина, А.Ф. Пахомова, К.И. Ру­дакова и А.А. Стрекавина.и др.

С работами художников блокадного Ленинграда можно ознакомиться на подготовленной сотрудниками Виртуального Русского музея виртуальной выставке «Да будет мерой чести Ленинград!»

Использованы материалы:
статьи о художниках в блокадном Ленинграде из книги «Подвиг века» (1969),
статья С.Н. Левандовского «Искусство Ленинграда в период Великой Отечественной войны»


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: