Партизанский отряд (Лесгафтовцы)
Картина не окончена. 1942
Зимой 1942 года Иосиф Серебряный совершал творческие командировки на партизанские базы Ленинградского и Волховского фронтов, по результатам которых было создано немало произведений, в том числе и эта картина, посвященная отряду спортсменов из Института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. По воспоминаниям автора, он писал картины с натуры непосредственно на холсте по беглому эскизу. Крупным планом решенный холст с динамичными фигурами лыжников, их выразительными лицами словно хранит отзвук успеха очередной трудной боевой операции. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 163.
Особого упоминания заслуживает картина Иосифа Серебряного «Партизанский отряд», созданная в осажденном Ленинграде в 1942 году. Эта работа стала важным этапом не только в творчестве самого художника, но и в развитии советского группового портрета-картины. В ней «за счет введения сюжетного начала автору удалось решить сложную задачу достижения композиционной взаимосвязи между многочисленными героями» и передать тот особый дух спортивного братства, который сформировался в среде физкультурников-лесгафтовцев еще в мирные годы и с особой силой проявился в боевых условиях. В феврале 1942 года лесгафтовцы были направлены в тыл врага на сложное и ответственное задание, выполнение которого было под силу только мужественным, сильным и ловким спортсменам, достойным продолжателям дела Петра Лесгафта, великого педагога, создателя научной системы физического воспитания и основателя знаменитого института (названного его именем). Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 16-17.
Лесгафтовцами называли спортсменов-лыжников, студентов и преподавателей Института физкультуры, названного в честь видного ученого, педагога, основателя научной системы физической культуры в России Петра Францевича Лесгафта (1837–1909). Справа с картой на коленях изображен командир отряда Косицын Дмитрий Федорович (1902–1942), — заслуженный мастер спорта СССР, заведующий кафедрой конькобежного спорта. Помните!. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. СПб. 2024. С. 115.
Показать полный текстВ конце января 1942 года из Волхова Серебряный сообщает жене (Е. М. Серебряной): „Я командирован Ленинградским Горкомом и Обкомом партии со специальным творческим заданием. Сама командировка и цели задания являются для меня великой честью и проявлением ко мне большого доверия. Из всех ленинградских художников эта честь выпала пока лишь на мою долю... О такой командировке может мечтать любой советский художник, ибо работа моя сейчас нужная Родине — кладет основу огромнейшей и интереснейшей творческой работе на многие годы“. Спецзадание, упоминаемое художником — это выезды на партизанские базы Ленинградского и Волховского фронтов, по результатам которых было создано немало портретов партизан и картина „Партизаны-лесгафтовцы после боевой операции“.
Произведение портретно, художник был хорошо знаком с командиром Д. Косицыным и комиссаром В. Шапошниковым, возглавлявшими смелый, дерзкий оперативный отряд спортсменов-лыжников из одного из лучших в стране Института физкультуры (названного в честь видного ученого, педагога, основателя научной системы физической культуры в России Петра Францевича Лесгафта (1837-1909). По воспоминаниям автора картины, он писал своих героев с натуры непосредственно в холст по беглому эскизу: «молодые, энергичные, мужественные, обвешанные трофейным оружием, в маскхалатах, в синих лыжных костюмах и лыжных „финских“ шапочках, они на фоне белого снега представляли собой необычайно живописное зрелище». Действительно, крупным планом решенный холст с динамичными фигурами лыжников, их выразительными лицами, словно хранит отзвук успеха очередной трудной боевой операции. // Анатолий Дмитренко. Большая картина. СПб., 2006. С. 241.
Картина Иосифа Серебряного «Партизанский отряд» создана в осажденном Ленинграде в 1942 году. Эта работа стала важным этапом не только в творчестве самого художника, но в развитии советского группового портрета-картины. В ней «за счет введения сюжетного начала автору удалось решить сложную задачу достижения композиционной взаимосвязи между многочисленными героями» и передать тот особый дух спортивного братства, который сформировался в среде физкультурников-лесгафтовцев еще в мирные годы и с особой силой проявился в боевых условиях. В феврале 1942 года лесгафтовцы были отправлены в тыл врага на сложное и ответственное задание, выполнение которого было под силу только мужественным, сильным и ловким спортсменам. А. Дмитренко, Р. Бахтияров