- Главная
- Онлайн ресурсы
- Коллекция
- Справочные материалы
- Реставраторы
- Бернякович К.В.
БЕРНЯКОВИЧ Константин Васильевич (1919-1983)
Художник-реставратор мастерской реставрации масляной живописи с 1967 по 1977 гг.
Родился в Ленинграде 30 мая 1919 года. С 1935 по 1938 годы учился на Рабфаке при Ленинградском институте коммунального строительства. С 1938 по 1941 годы учился на археолого-этнографическом отделении исторического факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (закончил 3 курса).
4 июля 1941 года ушел добровольцем на фронт в Армию Народного ополчения (Василеостровская дивизия). 2 сентября 1941 года в боях под Гатчиной был ранен. После лечения в госпитале, в конце 1941 года, был демобилизован в Ленинград и, продолжил обучение в Ленинградском государственном университете им. А.А. Жданова. В феврале 1942 года по Дороге Жизни эвакуирован в город Саратов, куда был эвакуирован и университет. Там продолжил обучение, завершив его в конце 1942 года.
Показать полный текст21 декабря 1942 года направлен в Сыктывкарский республиканский музей, где в течение 7 дней проработал на должности заведующего историческим отделом.
30 декабря 1942 года возвращается на фронт. Отправлен санинструктором на Брянский фронт в 237 Гвардейский стрелковый полк. С 1943 по 1944 годы - санинструктор 154 Гвардейского артиллерийского полка на II-ом Белорусском фронте. С 1944 по 1945 годы - секретарь политотдела 76 гвардейской Черниговской дивизии на II-ом Белорусском фронте.
С 1945 по 1947 годы - лаборант Ленинградского отделения Института истории материальной культуры Академии наук СССР.
С 1947 по 1950 годы - заведующий историческим отделом Закарпатского государственного историко-краеведческого музея в городе Ужгороде. С 1950 по 1955 годы - заместитель директора по научной части.
С 1955 по 1959 годы работал в Львовском государственном республиканском историческом музее. С октября по декабрь 1955 года - на должности научного сотрудника, а с декабря 1955 по 1959 годы - на должности заведующего отделом истории феодального периода.
С 1959 по 1967 годы работал в Ленинградском Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи на должности младшего научного сотрудника (1959-1960), мастера-реставратора (1960-1965), реставратора-художника (1965-1967).
С 1962 по 1964 годы стажировался в реставрационной мастерской Научно-исследовательского музея Академии художеств СССР под руководством реставратора высшей категории М.Н. Маркова.
С 1964 по 1967 годы начал самостоятельно работать по реставрации живописи.
С 1967 по 1977 годы - художник-реставратор мастерской реставрации живописи Отдела реставрации Русского музея. После стажировки в Москве, во Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории консервации и реставрации (ВЦНИЛКР), начал внедрение новых полимерных материалов при реставрации клеевой темперной живописи.
Среди самых сложных работ, выполненных К.В. Берняковичем за это время, картины Н. Рериха - "Богатырский фриз" (56 кв.м. состоял из 7 отдельных картин), "Поцелуй земли", "Славяне на Днепре", "Облако стрелок", "Заклятие земное", "Лежащий Будда", "Александр Невский", В. Серова - "Эскиз занавеса "Шехерезада", Б. Кустодиева - "Деревенский праздник", М. Сарьяна - "Ереван", А. Головина - "Портрет Катемянской" и многих других.
В 1971 году решением Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры СССР К.В. Берняковичу была присвоена квалификация художника-реставратора высшей категории по реставрации станковой темперной живописи XIX-XX веков.
В 1973 году принимал активное участие в работе Реставрационного совета Министерства культуры СССР по реставрации темперной живописи XVIII века в Монплезире (Музей-заповедник "Петергоф").
В 1973-1974 годах принимал участие в качестве Главного эксперта в работе Методического совета Министерства культуры Латвийской ССР по приему после реставрации темперных плафонов XVIII века во дворце-музее "Рундаль".
С 1977 года - художник-реставратор объединения «Росреставрация». Принимал участие в восстановлении плафонов Китайского дворца в Ораниенбауме. Реставрировал многие картины из пригородных дворцов-музеев Ленинграда.
Читал специальный курс по технологии живописи в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Автор более 30 научных трудов по истории Киевской Руси, древней истории закарпатской и Львовской областей.
Скончался в 1983 году в Ленинграде.