МАРКОВ Михаил Николаевич (1904-1972)
Художник-реставратор мастерской реставрации масляной живописи с 1935 по 1960 гг.
Родился в деревне Пехтеево Любецкой волости Череповецкого уезда Новгородской губернии 14 ноября 1904 года. В 1922 году окончил семилетнюю школу и поступил на учебу в Вологодский художественный техникум, где проучился два года. В 1924 году техникум закрылся. В 1924 году переехал в Ленинград, поступил в Ленинградский художественно-промышленный техникум, но в связи с отсутствием средств, вынужден был оставить учебу и вернуться на родину. Весной 1925 года вновь приехал в Ленинград и поступил на работу матросом водного транспорта "Севзаплес". С 1925 по 1930 годы учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме, на клубно-инструкторском отделении, получив специальность "клубный инструктор изобразительных искусств". В 1930 году был призван на срочную службу в Красную армию. В 1932 году - демобилизовался.
С 1932 по 1935 годы - научный сотрудник Художественного Отдела Русского музея.
Показать полный текстС 1932 по 1937 годы, параллельно с работой в Русском музее, учился на живописном отделении Ленинградского института повышения квалификации кадровых работников искусств.
С конца 1935 по 1938 годы - реставратор мастерской реставрации живописи Русского музея. Ученик реставратора живописи Русского музея Т.И. Деца и профессора М.В. Фармаковского.
В 1938 году переведен на должность заведующего политпросветотделом Русского музея.
С 1939 по 1940 годы - призван в Красную армию. Принимал участие в войне с Финляндией. Служил помощником начальника штаба 2-го отдельного зенитного дивизиона противовоздушной обороны Краснознаменного Балтийского флота.
С конца 1940 по 1941 год - вновь был принят в Русский музей на должность художника-реставратора.
В 1941 году, в самом начале Отечественной войны, добровольцем ушел на фронт. Принимал участие в боевых действиях до декабря 1945 года. Служил командиром береговой батареи, затем, начальником артиллерийского снабжения Отдельного батальона. Награжден медалями "За боевые заслуги", "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией" и орденом "Красной звезды".
В конце 1945 года, после демобилизации, вернулся в Русский музей на должность художника-реставратора.
С 1946 по 1950 годы исполнял обязанности заведующего реставрационной мастерской, затем, главного хранителя, затем, директора музея.
С 1950 по 1960 годы - художник-реставратор мастерской реставрации масляной живописи Русского музея. Выполнил реставрацию таких известных произведений, как «Портрет Сарры-Элеоноры Фермор» И.Я. Вишнякова, «Прометей делает статую по приказанию Минервы» И.А. Акимова, «Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с касожским князем Редедею» А.И. Иванова и многих других. В 1950-х годах, совместно с реставраторами Н.В. Перцевым и С.И. Коганом, участвовал в капитальной реставрации живописных потолочных плафонов из Летнего дворца Петра I.
В 1956 году решением Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры СССР М.Н. Маркову была присвоена квалификация "художник-реставратор высшей категории по станковой масляной живописи".
В 1957 году награжден медалью "За трудовую доблесть" и, за активное участие в реставрации картин из польских музеев перед передачей их Польской народной республике - значком "За отличную работу" МК СССР.
В 1950-х годах, параллельно с основной работой в Русском музее, участвовал в реставрации древнерусской живописи в действующих соборах и церквях Ленинграда, за что на заседании партийного бюро Дзержинского райкома КПСС 13 мая 1960 года получил строгий выговор с занесением в учетную карточку, так как, являясь секретарем партийной организации Русского музея, не поставил об этом в известность коллектив. Выговор был объявлен со следующей формулировкой - "за систематическую реставрационную работу в действующих церквях и за неуплату членских взносов с полной суммы заработка".
В 1960 году перешел на работу в Отдел реставрации Научно-исследовательского музея Академии художеств СССР, где работал до выхода на пенсию.
Скончался в 1972 году в Ленинграде.