Кружево
Упоминания об этом виде искусства в России встречаются в исторических документах уже в XIII столетии. Кружево плели во многих губерниях России, но не повсеместно. Им, подобно вышиванию, занимались женщины всех сословий. Но если платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотных, серебряных и шелковых нитей, то в народной одежде использовалось льняное, а с конца XIX века — кружево из хлопчатобумажных нитей. В XIX веке было известно немало кружевных промыслов, таких крупных, как города Елец и Мценск Орловской губернии, Белозерск Новгородской губернии, Белев Тульской губернии, Калязин и Торжок Тверской губернии, слобода Кукарка Вятской губернии, Вологда и другие. Среди кружевных изделий — огромные покрывала и скатерти, изящные салфетки, воротнички, полотенца и подзоры с ажурным краем, узкие полоски мерного кружева, которое продавалось на аршины и метры, косынки, шарфы и накидки с рукавами, рубахи и юбки.
Процесс создания кружева сложен и многотруден. Обычно он начинается с изготовления сколка — рисунка на бумаге. Его накладывают на подушку — туго набитый валик. В определенные точки вкалываются булавки, от которых тянутся нити, намотанные на коклюшки. Быстро перекладывая деревянные палочки из одной руки в другую, кружевница переплетает нити, переставляет булавки в нужном порядке. Быстрая пара нитей перебегает от булавки к булавке, строит элементы плетения — ровную ленту „полотнянки“, ажурную „сетку“, шнурочек „плетешка“, напоминающие форму зерна „насновки“. Таких элементов всего четыре, но именно из них складывается все богатство народного кружева.
Кружево можно выполнять разными способами. Есть кружево „численное“. Его плетут по памяти, без наколотого на бумаге рисунка. Вся премудрость заключается в том, чтобы запомнить порядок чередования нитей, число переплетений.
По сколкам плели кружево „сцепное“ и „многопарное“. В сцепном кружеве узор выкладывается „вилюшкой“ — плотно сплетенной полосой, изгибы которой заполняются легкими прозрачными решетками. Элементы кружева соединяются между собой крючком, сцепляются. В сцепной технике плетут штучные изделия: скатерти, накидки, покрывала и др.
Многопарное создается при помощи большого количества пар коклюшек, доходящих до 200. Этот способ является наиболее трудоемким и сложным из всех других. Его применяют в основном при создании мерных кружев — прошивок и фестончатых краев для отделки.
Немалую роль играют в кружеве материал и его цвет. В XVIII — начале XIX века кружево часто выполняли из шелковых нитей нежных тонов. В XIX — начале XX столетия в белые узоры вплетали красные хлопчатобумажные и ярко окрашенные анилиновыми красителями шерстяные нитки. Самые ранние кружева из собрания Русского музея, относящиеся к XVII—XVIII векам, плели из тончайших металлических паутинок, из шелковой пряжи, обвитой серебряной или позолоченной нитью. До нас они дошли в виде прошв, краев, аграмантов (кружевных полос с зубцами по верхней и нижней сторонам). Ими обшивали одежду и головные уборы, церковные одеяния.
Особый круг вещей, сложных в исполнении — пелерины, накидки, платья, зонтики, — производился на заказ и для продажи в модных лавках столичных городов. Но повсеместно создавались и привычные для быта деревень и маленьких городков края свадебных простыней — подзоры и полотенца с широкими кружевными краями, юбки, рубахи и передники, в которых сочетались ситец и миткаль (неотделанная тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения), кружево и домашние ткани. В них сохранялись старинные русские узоры и приемы исполнения.
XX век был временем дальнейшего развития кружева в разных районах России. Но особое место принадлежит Вологде и деревням Захожья в Киришском районе Ленинградской области. Здесь велись и продолжаются и поныне активные поиски мотивов и сюжетов орнамента, выражавших дух нового времени.
Композиции с изображениями тракторов, самолетов, парашютов и звезд создали целую эпоху в вологодском кружеве. Киришская кружевница Е. Д. Звездина в подзоре „Конница“ впервые выполнила в кружеве современную многофигурную сюжетную композицию, изобразив пограничников в дозоре.
Наряду с камерными бытовыми вещами вологодские кружевницы создали в XX веке немало масштабных произведений. К их числу принадлежит панно „Поющее дерево“ В. Н. Ельфиной. Вологодскому поэту А. Я. Яшину посвящена уникальная скатерть „Угощаю рябиной“ потомственных кружевниц, матери и дочери В. Д. и Н. В. Веселовых.