У входа в парк усадьбы Купавиной
Эскиз декорации III действия к спектаклю по пьесе „Волки и овцы“ А. Н. Островского МХТ (не осуществлено). МХТ. 1915
- Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. 26,1 x 42,2
- Р-54733
Пост. в 1964 из ГЭ; ранее – собрание Ф. Ф. Нотгафта, Петроград – Ленинград
Эскиз декорации для постановки пьесы „Волки и овцы“ А. Н. Островского МХТ (не осуществлено). Академический театр драмы, Ленинград. 1927
С «коренными» мастерами «Мира искусства» художника роднило давнее, с детства, увлечение театром. В пять лет он начал рисовать и впервые посетил театр. «Театроцентристским», с упором на пьесы А. Н. Островского, был выбор литературы для семейного чтения вслух в доме матери – роли с выражением читал В. А. Кастальский, муж старшей сестры, Александры Михайловны. Связи художника со сферой театра и музыки были разнообразны. Его письма времен учебы в Академии и после ее окончания, в годы лечения за границей полны сообщений о спектаклях и концертах, профессиональным их анализом. Вместе с другими художниками Петербурга он участвовал как актер в постановке «Ночных плясок» Ф. К. Сологуба (1909). <. ...> Более полутора десятилетий художник сотрудничал с театрами в качестве декоратора. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 28.
По совету Лужского Кустодиев был приглашен в МХТ, в сотрудничестве с ним поставил комедию М. Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина» (1914) и драму И. Д. Сургучева «Осенние скрипки» (1915), готовил неосуществленную постановку пьесы «Волки и овцы» Островского. С большим энтузиазмом подготовленная постановка комедии «Смерть Пазухина» многое дала художнику в понимании специфики театрального действа и театральной декорации. Профессионалы и зрители высоко оценили великолепие и характерность декораций. <. ...> Многочисленные эскизы костюмов Кустодиева отличает богатство выдумки, картинность, броская выпуклость характеров – «Фурначева», «Живоедова». Вместе с тем художнику пришлось услышать и горькие слова критики по поводу того, что декорации слишком активны, что излишне назойливо торчала голова лошади в одном из окон. Полученный опыт должен был сказаться в оформлении комедии «Волки и овцы», на которую мастер возлагал большие надежды, однако коллектив режиссеров не мог прийти к единому мнению по поводу характера будущего спектакля. Художник неоднократно переделывал эскизы. Потом постановка была отменена. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 30.