Коллекция онлайн

1801, Милан - 1875, Санкт-Петербург

Омовение ног

Эскиз композиции росписи в аттике Исаакиевского собора. 1841–1843


В июле 1845 Федор Бруни привез из Италии в Петербург вместо двенадцати заказанных ему евангельских сюжетов двадцать пять картонов для будущих росписей в Исаакиевском соборе, среди них – „Омовение ног“. В Русском музее имеется четыре эскиза на эту тему: данный, являющий собою предварительную разработку цветового решения будущей росписи; эскиз, исполненный графитным карандашом, с надписью сына художника, подтверждающей авторство Бруни; выполненный тушью, возможно являющийся более поздним авторским повторением, и окончательный эскиз (так называемый картон), выполненный углем, итальянским карандашом и жидкой тушью, непосредственно предшествующий росписи и поступивший из Академии художеств в музей при его основании. В этом ряду отсутствует лишь эскиз, получивший „высочайшее утверждение“, после представления которого следовало „высочайшее повеление“ приступить к изготовлению картона. Над предварительными эскизами для росписей Исаакиевского собора Бруни работал в Риме с 1841 по 1843 год, над картонами – там же с 1843 по 1845 год. Торжественный композиционный ритм и строгая красота линии всех эскизов „Омовения ног“ близки творчеству „любимейшего живописца“ Бруни – великого итальянца Фра Беато Анжелико, что было отмечено в свое время В. Толбиным в известной статье „Ф. А. Бруни и его значение в русской живописи“ („Сын Отечества“. 1856. №21, 23, 24). Татьяна Сизоненко // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 209.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: