Коллекция онлайн

Спас Полунощный (Христос в темнице)

Олонецкая губерния. Начало ХVIII века


Христос изображен сидящим в терновом венце, в последние часы своей земной жизни. При всем разнообразии типов, сюжетных особенностей, разном уровне исполнения лицо Христа трактовано реалистически, фигура передана схематично. Подобное пластическое решение темы практически не использовалось в западной скульптуре. Оно было свойственно русским памятникам, при исполнении которых мастера учитывали, что после установки скульптуры в церкви или часовне фигура Христа, за исключением головы и рук, обычно была скрыта парчовыми или бархатными одеждами. Появление в ХVII–XVIII веках новых сюжетов, подобных „Христу в темнице“, было по-разному встречено современниками. Это проявилось не только в негативных отзывах царственных особ и архиепископов. Патриарх в ХVII веке, Синод в ХVIII столетии неоднократно накладывали запрет на изготовление и установку в церквах подобных изображений. Однако проходило время, и во множестве церквей и часовен вновь появлялись резные скульптуры с изображением „Христа в темнице“, известного также под именами „Спас Полунощный“, „Страдающий Христос“, „Истинный Христос“. Любовь Старкова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 234.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: