Коллекция онлайн

Распятие

Крест аналойный. XVIII век


Аналойный крест располагался на престоле или, при его отсутствии, на высокой подставкеаналое.

В старообрядческом обществе вопрос об иконографии креста вызывал самые яростные споры. Он отразил непримиримость позиций выговских старообрядцев к реформам патриарха Никона в области церковных обрядов и православной символики. В отличие от поморцев приближенные к официальной религии старообрядческие общежительства оставили в изображении Распятия принятое в XVII веке начертание букв INЦИ, а также изображение Бога Саваофа и Святого Духа. Это несколько изменило смысл культового старообрядческого памятника, но не умалило его художественные достоинства. Крест „Распятие“, созданный в XVIII веке неизвестным мастером, идеален в отношении монолита креста к его оформлению и отдельным деталям. Синие и белые пятна эмали блестят на фоне золотистого металла, как драгоценные камни. Валентина Борисова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 278.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: