Коллекция онлайн

Дробница «Распятие» с оклада Евангелия

Москва. Первая половина ХVIII века


Дробницы – эмалевые пластины с миниатюрной живописью библейского содержания – украшали разнообразные предметы культа, в том числе оклады Евангелия. Эмаль (финифть) – одна из разновидностей обработки металла. Это особый сплав стекла, окрашенного в разные цвета окислами металлов. Эмалевая масса накладывается на медную, золотую или серебряную пластину и при обжиге обретает прозрачность и яркий цвет. Живопись на эмали появилась в ХVII веке, когда французский мастер Жан Туртен открыл секрет огнеупорных красок. Миниатюра на эмали, украшающая предметы быта и культа, выполняет декоративную функцию. По богатству живописных возможностей она позволяет эмальерам создавать многообразные сюжетные композиции. Дробницы с изображением Иисуса Христа и сцен Его земной жизни составляли часть декоративного убранства золотого и серебряного оклада напрестольного Евангелия. В сложной композиции, включающей в себя эмалевые пластины, драгоценные камни и жемчуг, эти дробницы занимали центральное положение. В образе всемогущего Спасителя, окруженного небесными силами, находит воплощение древнерусская иконописная традиция. Но остальные пластины написаны по западноевропейскому образцу. Источником для них послужили гравюры Библии Пискатора. Возможно, мастер использовал вариант, переработанный русским гравером, но в целом сохранил черты барочной композиции оригинала. В цветовом решении он также свободен от древнего канона: холодный черный фон миниатюр усиливает напряженное звучание разнообразных оттенков синего и желтого, пурпура и зеленого. Подобный колорит и особенности композиции характерны для финифтяных миниатюр, созданных московскими мастерами первой половины XVIII века. Валентина Борисова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 291.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: