Царь Петр основывает город в устье реки Невы на Балтике весной 1703 года
По рисунку Пьетро Антонио Новелли. 1797–1799
- Бумага, гравюра резцом. И.: 28,3 х 37,4; л.: 36 х 40,5
- ПДМП 4896-гр
- Государственный музей заповедник «Петергоф»
- Период XVIII век
- Поделиться
Сюжет, связанный с закладкой Санкт-Петербурга в 1703 году, многократно использовался разными художниками, рисовальщиками и граверами. Основание новой столицы России «при море» неизменно рассматривается как одно из главных событий в истории Петра Великого. // И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре. СПб, 2022. С. 115.
В гравюре Джакомо Цатта по рисунку Пьетро Антонио Новелли «Царь Петр основывает город в устье реки Невы» (ГМЗ "Петергоф") великая стройка идет в достаточно комфортной природной среде. Однако русские живописцы гораздо лучше представляли, в каких невыносимых условиях она происходила. Яркие, особенно выразительные работы Валентина Серова «Петр I» и «Петр I на работах» передают процесс, ставший возможным только благодаря невероятной энергии и непоколебимой воле монарха. Суровая северная природа, холодный ветер, грязь, неумение и пассивность исполнителей в картинах Серова составляют контраст идиллической интонации рисунка Новелли. Елена Столбова. Петр Первый в изобразительном искусстве // И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре. СПб, 2022. С. 21-22.