Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

1877, Тамбов – 1934, Ленинград

Красноармейцы-лыжники

1931


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Огромное влияние на становление «саратовской живописной школы» оказало творчество одного из самых тонких и проникновенных пейзажистов первой трети ХХ века – Петра Саввича Уткина. Живописно-пластическая система его искусства складывалась под воздействием В. Борисова-Мусатова, а сам он считался самым последовательным «голуборозовцем».

Сложные 1920-е годы не смогли поколебать основ поэтической образности творчества художника. Окрестности Саратова, всегда легко узнаваемые, – тема почти всех работ той поры. Мечтательная грусть, тонкий лиризм, особая душевная тональность отличают его произведения. Но уже тогда, в 1927 году, по поводу подобных работ в газетах стали писать, что «…это сфера интимного пейзажа, навевающего лирические настроения, такие чуждые нашей эпохе». Началась новая эпоха социалистического реализма в искусстве, в которой тихой лирике не было места. В эти годы, Уткин создает картину «Красноармейцы-лыжники», стоящую особняком в его творчестве. Сюжет картины достаточно прост: по заснеженной равнине неспешно движется отряд красноармейцев-лыжников. Впереди, указывая путь, едет первый красноармеец. За ним, на собачьей упряжке, движется второй, везя за собой сани с пулеметом. Чуть левее, на лыжах, нога в ногу, идут пятеро красноармейцев.

Тонкий и нежный пейзажист, Уткин и в этой работе остается верен себе. Фигуры лыжников он деликатно вписывает в пейзаж, отводя именно ему главное место в картине. Художник прекрасно передает беспредельность заснеженной мглистой равнины, по которой движется отряд. В картине доминирует любимая мастером, мягкая серо-голубая тональность.

Картина «Красноармейцы-лыжники», созданная Уткиным в 1931 году, – пример первого подступа к новой тематике, немного наивная попытка выступить в жанре, который был непривычен художнику. Замысел картины, видимо, связан с заказом: именно в этот период Уткин руководил оформительскими работами к годовщине Красной Армии. Но этот опыт обращения к новой тематике нельзя считать неудавшимся. В картине есть и колорит эпохи, и красота живописи, и ясная композиция. Конечно, эта картина решена чисто «пейзажно». Да и могло ли случиться иначе? Художник искренний и честный, Петр Саввич Уткин никогда не изменял своему призванию.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: