Коллекция онлайн

1757, Миргород –1825, Санкт-Петербург

Семейный портрет (В. А. и А. С. Небольсины с ребенком?)

Конец 1790-х

  • Дерево, масло. 34 х 27,6
  • Ж-3114

  • Пост.: 1921 из ЭК Наркомвнешторга; ранее – собр. Ф. Ф. Утемана (Петроград); 1880–1890-е – собр. графа Д. И. Толстого (Санкт-Петербург)


Небольсин Василий Александрович (1744–1803) — рязанский помещик. Был женат на А. С. Муромцевой. С 1787 по 1790 московский вице-губернатор. Состоял в дружеских отношений с Д. П. Трощинским, писателем Н. М. Карамзиным, поэтом Г. Р. Державиным. Сыграл положительную роль в деле защиты Г. Р. Державина от клеветнических обвинений в злоупотреблении властью в период нахождения на посту тамбовского губернатора.

Небольсина Авдотья Сильвестровна (урожд. Муромцева; ок. 1763 — после 1816) — дочь рязанского помещика С. В. Муромцева, супруга В. А. Небольсина.

В каталоге 1980 датирован 1790(1). Датируется концом 1790-х по покрою платья и форме прически изображенных. В связи с изменением датировки портрета возникают сомнения в правильности ранее принятого определения изображенных, поскольку в год написания портрета В. А. Небольсину было около 56 лет, а его супруге около 37, что не соответствует возрасту моделей. Миниатюрная копия, вмонтированная в крышку табакерки, в 1920-х-частное собрание (Рязань).

В конце XVIII века с распространением идей Руссо, стал популярен тип семейного портрета на фоне пейзажа. Дарованные дворянству «Вольности», позволяли аристократии вести преимущественно сельский, усадебный образ жизни вдали от столичной служилой суеты. Жизнь на лоне природы в окружении семьи и преданных рабов представлялась близкой к руссоистскому идеалу естественного существования. Принципы сентиментализма: превосходство интуиции, чувства над логикой и рассудком, предпочтение непосредственного выражения естественных эмоций формальному этикету, отказ от героического, волевого начала в пользу созерцания, «растворения в пейзаже» покорности естественному ходу вещей, отразились и в образах семьи в портрете. Модели Владимира Боровиковского не стесняются телесного выражения чувств: детские головки льнут к родителям, фигуры склоняются друг к другу, сплетаются руками. Нежности отношений людей вторит природа: животные, цветы, дымки туманов. Любовь Шакирова. Семейный альбом Русского музея // Портрет семьи. СПб, 2014. С. 7.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: