Коллекция онлайн

1893, Санкт-Петербург – 1941, Ленинград

Зимний пейзаж в Гавани

1924

  • Холст, масло. 110,5 x 127
  • Ж-8747

  • Пост. в 1971 из Архива художественных произведений МК СССР, Загорск


Городские окраины, старые рабочие районы — этот Петербург был родиной и местом постоянного обитания художника. Именно ему он посвятил большинство своих произведений. Василеостровский пейзаж живописец написал из окна своей квартиры, стараясь передать не только характерный колорит петербургского зимнего дня, но и четкий рисунок древесных стволов и ветвей на фоне белого снега, потемневшие от времени стены домов и покосившихся сарайчиков с украшающими их вывесками: „Пивная", „баня", „Чиню примус", говорящими не только о жизни людей в те годы, но и придающих изображению убедительность документа. В ином ключе решен „Зимний пейзаж", созданный художником годом позже: это не документ, не наблюдение, взятое из реальной жизни, но ностальгическая мечта, во многом подсказанная Павлову его любимыми немецкими и голландскими мастерами: нарядные домики на фоне зимнего пейзажа, фигуры людей, похожих на персонажи картин Брейгеля, красота колористической гаммы, в которой сочетаются напряженные зеленые, коричневые, розовые тона, неспешный, торжественный ритм линий и объемов — во всем ощущение тайны. Анна Антонова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 204.

В 1920–1930-х годах художник создал цикл городских видов — изображения ленинградских окраин. Революция неузнаваемо изменила образ города и горожан, а незатронутые революционными преобразованиями пейзажи отражали ностальгию по патриархальной жизни и легкую иронию.

Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 44.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: