Коллекция Государственного Русского музея

1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград

Портрет Ивана Васильевича Клюна (Усовершенствованный портрет Клюна (Строитель)


"Портрет Клюна" – один из наиболее устойчивых мотивов в творчестве Малевича. Фронтальное изображение мужского лица – "Крестьянина", "Строителя", "Православного" (по определениям, принадлежащим самому художнику) – традиционно связывается с именем одного из его ближайших друзей и последователей – И. В. Клюнкова (Клюна). "Усовершенствованный портрет Клюна", впервые экспонировавшийся на выставке Союза молодежи 1913–1914, является одним из характернейших примеров кубофутуризма (не только в творчестве Малевича, но и в русской живописи этого периода). Совершенно в духе времени, отдавая дань богоборческим настроениям тех лет, нередким среди художественной молодежи, Малевич "препарирует" в этом портрете его иконный прототип – образ Спаса Нерукотворного, придавая особенную выразительность огромному рассеченному глазу, становящемуся своеобразным парафразом Всевидящего Ока. Интересно, что и сам Клюн полностью идентифицировал себя с образом, созданным Малевичем, о чем свидетельствует автопортрет, написанный в 1914–1915 и ныне хранящийся в Астраханской картинной галерее.


  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»