Коллекция Государственного Русского музея

1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград

Портрет Ивана Васильевича Клюна (Усовершенствованный портрет Клюна (Строитель)


"Портрет Клюна" – один из наиболее устойчивых мотивов в творчестве Малевича. Фронтальное изображение мужского лица – "Крестьянина", "Строителя", "Православного" (по определениям, принадлежащим самому художнику) – традиционно связывается с именем одного из его ближайших друзей и последователей – И. В. Клюнкова (Клюна). "Усовершенствованный портрет Клюна", впервые экспонировавшийся на выставке Союза молодежи 1913–1914, является одним из характернейших примеров кубофутуризма (не только в творчестве Малевича, но и в русской живописи этого периода). Совершенно в духе времени, отдавая дань богоборческим настроениям тех лет, нередким среди художественной молодежи, Малевич "препарирует" в этом портрете его иконный прототип – образ Спаса Нерукотворного, придавая особенную выразительность огромному рассеченному глазу, становящемуся своеобразным парафразом Всевидящего Ока. Интересно, что и сам Клюн полностью идентифицировал себя с образом, созданным Малевичем, о чем свидетельствует автопортрет, написанный в 1914–1915 и ныне хранящийся в Астраханской картинной галерее.

Малевич не создает портрет конкретного человека. Изображение строится из разнообразных геометрических форм. Словно развернутые в разных пространственных зонах, они составляют сложную композицию, в которой узнаются отдельные фрагменты предметов. Более того, есть фрагменты, красноречиво «рассказывающие» о модели. Так, часть бревенчатого сруба деревенской избы указывает на крестьянское происхождение Клюна, а нагромождение бело-голубых граненых объемов и дымящая труба вполне может ассоциироваться с сахароваренным заводом, где с 19 лет работал будущий авангардист. Но в сочетании с пилой – инструментом, с помощью которого автор распиливает, разрушает форму для того, чтобы трансформировать ее в новой художественной реальности, все изображенные фрагменты материального мира приобретают значение предметов, символизирующих деятельность Творца-Строителя – созидателя новой жизни, нового общества, нового искусства. В этом контексте слово «усовершенствованный», введенное Малевичем в название произведения, означает некую более совершенную форму, нечто новое, лучшее по отношению к тому, что было раньше.


  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»