Коллекция онлайн


Вакх

Герма. Начало XVIII века


В 1977 году (как значится в Инвентарной книге) во время проведения земляных работ на территории Летнего сада была обнаружена мраморная скульптура в виде гермы, изображающей Вакха.1

Скульптурная герма (190 х 64 х 42 см) изображала торс юноши, окутанный шкурой льва. Голова льва расположена на правом плече, лапа зверя спускается по центру вниз. Левое плечо обнажено. Шкура льва, искусно драпируя фигуру, маскирует отсутствие рук. Голова Вакха, с вьющимися волосами, в венке из виноградных листьев, слегка повёрнута вправо, округлое лицо нежно, большие глаза выразительны, полные открытые губы тронуты затаённой улыбкой. В нижней части фигура превращается в суживающийся постамент с профилированными углами и основанием. Характер пластического решения способствует гармоничному впечатлению от образа в целом. Произведение, безусловно, относится к итальянской школе конца XVII — начала ХVШ века.

Хвостова Г.А. За кулисами петровского  парадиза, или История скульптуры Летнего сада в XVIII - начале XXI века. СПб. 2017. С. 119.

Герма была принята у древних греков, а затем у римлян и представляла собой особый род скульптурного произведения — четырёхгранный столб, увенчанный изваянием человеческой головы.

Скульптура в виде гермы, являясь сочетанием фигуры и пьедестала в единой форме, превосходно решала вопрос пьедестала, и потому мотив гермы считался одним из лучших сюжетов именно для садовой скульптуры. Там же. С. 119-120.

Среди сведений о скульптурах, находившихся в Гроте Летнего сада, упоминается под № 24 «голова Вакха, прекрасной и искуснейшей работы... на пьедестале в форме термина...» («Записки Якоба Штелина о скульптуре в России в XVIII веке»). Там же.

Миссия заполнения Грота мраморами и различными редкостями возлагалась, в частности, на царского «агента» по закупкам художественных произведений Юрия Ивановича Кологривова. В 1718 году он отправил из Италии в Петербург на борту русского военного корабля «Армонт» ценный груз, состоявший из 33 статуй или групп, 41 бюста, 25 рельефов, 10 столов, 6 ваз или чаш, а также 1 фонтана.  Там же.

Состояние сохранности после извлечения из земли и позже было далеким от идеала: сильные повреждения губ и носа искажали черты лица, поверхность мрамора утратила полировку, изобиловала щербинами, царапинами, сколами....   Помещения для закрытого хранения в саду не имелось, и потому решили до реставрации и дальнейших действий оставить её под навесом на хозяйственном дворе. Это стало ошибкой. Случился пожар, и скульптура необратимо пострадала — лицо «Вакха» оказалось сплошь испещрено брызгами расплавленной смолы.  Там же. С. 119.

В период проведения реставрации скульптур сада в 2009—2011 годах реставраторы Русского музея удачно осуществили пробную расчистку на локальном участке внизу гермы. Однако руководством музея было принято решение отложить кардинальные работы по реставрации скульптуры. Её поместили внутри павильона «Птичник», сооружённого на территории сада, в качестве примера сложной и удивительной «судьбы» одной из скульптур Летнего сада. Возможно, герме «Вакх» ещё предстоит интересное реставрационное будущее... Там же. С. 123.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Решение о реставрации скульптурной гермы «Вакх» с возможной перспективой включения её в экспозицию было принято руководством сада в 1987 году.

Реставрация состоялась в 1988 году силами сотрудников Специального научно-производственного объединения «Реставратор» в соответствии с методикой, согласованной Государственной Инспекцией охраны памятников. Основной задачей намечалась именно расчистка мрамора. Вначале специалисты химической лаборатории произвели промывку водой с добавлением нейтрального мыла и аммиака, затем Для выработки индивидуального подхода на поверхность камня были нанесены контрольные смывки. Рецептуры смывок и компрессов варьировались, исследования и опыты продолжались около двух месяцев, различные компрессы в холодном и даже горячем виде (чтобы размягчить битумную смолу) накладывалась и снимались, обработанные места расчищались шпателем... Но компрессы, поставленные даже на сутки, не давали результата. Хвостова Г.А. За кулисами петровского  парадиза, или История скульптуры Летнего сада в XVIII - начале XXI века. СПб. 2017. С. 121.

Освободить мрамор от загрязнений не удалось, и реставрация была официально прекращена. Прошло 7 лет. На Международной конференции в Суздале в сентябре 1995 года, после нашего доклада о проблемах реставрации скульптуры Летнего сада, «Вакхом» заинтересовалась ведущий научный сотрудник Института микробиологии РАН в Москве доктор Н. Н. Ляликова-Медведева. Она предложила попробовать применить против битумной смолы бактериальную биомассу. Приехав в Петербург в марте 1996 год доктор взяла пробы с загрязнённого мрамора гермы, чтобы в Москве, в условиях лаборатории, поставить опыты по бактериальному разложению битуминозной смолы.

Методика была представлена на заседании расширенного Научно-реставрационного совета в июле 1996 года... Совет постановил: произвести опытную расчистку скульптурной гермы в два приёма: с наложением биокомпресса на двое суток и затем, при положительном результате, — ещё на пять. По проведении указанных мероприятий был отмечен положительный эффект воздействия ком пресса с культурой бактерий на мраморную поверхность.

Отсутствие у музея финансирования не остановило работу, так как доктор Ляликова-Медведева согласилась продолжить её безвозмездна Через год, летом 1997 года, она лично доставила из Москвы приготовленную ею суспензию, которая была использована в виде компрессов на левой щеке «Вакха». Двухдневная выдержка оказалась эффективной, а последовательные перемены компрессов каждые три дня в течение июня принесли заметное посветление не только мрамора, но и смоляных потёков. К сожалению, оригинальная реставрация не имела реального продолжения и осталась в статусе удачного опыта. Там же. С. 122-123.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: