Коллекция онлайн

1864, Зарайск Рязанской губернии — 1927, Зарайск Рязанской губернии

Березка

Отлив: Лукьянов В. 1948. 1927


«Березка» — последнее произведение скульптора — была задумана как большая монументальная фигура в дереве (осталась незаконченной). Она стала выражением духа времени, образом человека нового мироощущения, только тема борьбы, преодоления превратилась у Анны Голубкиной в гармоничный образ юности. «Березка» — хрупкая девушка, противостоящая ветру. Она сильна своей внутренней энергией, «соками земли», ее отличает особая поэтичность, избегающая внешней красивости, торжественность, «свободное дыхание». Созданный автором образ связан с традицией народной поэзии. По словам автора, особые трудности она испытывала в работе с лицом своей героини, не находя в жизни натуру, которая дала бы возможность воплотить замысел. Любовь Славова // Эскиз, этюд, модель в скульптуре. СПб, 2012. С. 28.

К «образным» этюдам относятся и размышления скульпторов на отвлеченные темы. Они, как правило, имеют аллегорический смысл, отраженный в названиях. Несколько этюдов к последнему, неоконченному произведению Анны Голубкиной «Березка» (1927) — пластическая метафора всего, что в России вкладывается в это понятие. В образе стройной, гибкой девушки с развевающимися на ветру одеждой и волосами Голубкина воплотила не только представления о юности, нежности, вечном обновлении жизни, но и стойкости, и внутренней силе.

Грань между «сюжетными» и «образными» этюдами и станковой пластикой очень тонка. По одну ее сторону находятся факт как таковой, кратковременность явления, натурность, быстрота исполнения, сиюминутное впечатление в основе содержания образа. По другую — обобщение на основе знания, длительность подготовки и кропотливость работы, собирательность и вневременная глубина образа. Манера исполнения и тех и других зависит от индивидуальности авторов. Марина Стекольникова. Приподнять покрывало Изиды // Эскиз, этюд, модель в скульптуре. СПб, 2012. С. 16.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: