Новости и события

02 июня 2016

Выставка «Круг Петрова-Водкина»

Со 2 июня по 22 сентября 2016 года в Корпусе Бенуа проходит выставка «Круг Петрова-Водкина».

В российском искусстве первой половины ХХ века есть минимум три фигуры не только особого масштаба, но и особого объединяющего статуса: К.Малевич, П. Филонов и К. Петров-Водкин. Предлагаемая зрителям выставка ставит своей задачей представить Петрова-Водкина в уникальности его творческого сознания, включавшего особое видение общности и взаимопонимания, которых он ожидал от своих соратников и учеников.

Художник активно занимался преподаванием с 1910-го года (Школа Е.Н. Званцевой). Он пришел в школу, где уже существовала передовая художественная педагогика (собственно, Л.Бакст и привел его в качестве преподавателя себе на смену). Выставка впервые показывает «званцевцев» как некое цельное явление, в котором нашли своё преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм и начало экспрессионизма. Очень сильный состав учеников предопределил характер их отношений с Петровым-Водкиным: он был педагогом и одновременно (это касается, прежде всего, Н. Лермонтовой) старшим товарищем по искусству. Отметим, что «званцевцы» (Н. Лермонтова, Ф. Шихманова, Р. Котович-Борисяк) впервые представлены с подобной полнотой. С 1918 –го по 1932-й гг. Петров-Водкин профессорствовал в Академии художеств (при всех её реорганизациях и переименованиях). Его система в какой-то период была практически единственной учебной методологией, в полной мере отрефлексированной и цельной, так что за это время с Петровым-Водкиным соприкасались более сотни студентов первого года обучения.

В связи с педагогической деятельностью Петрова-Водкина возникает важный вопрос различия между двумя понятиями. А именно: взаимоотношения молодого художника со школой в методологическом понимании (обучение «по объективному методу») и влияние Петрова-Водкина на творчество молодого художника. Выявленные, в том числе и в ходе подготовки к настоящей выставке, работы учебно-постановочного плана (А.Зернов, Т.Купервассер, М.Ломакина, Г.Эфрос, Е.Благовещенская и др.) дают наглядные представления об «объективном методе» как совокупности установок теоретического толка, последовательно реализованных в материальном плане. Быть его учеником – значило, пройти определенный профессиональный ценз: «Я не плодил дилетантов», - свидетельствовал художник.

В экспозиции представлен большой пласт произведений художников, которым довелось превзойти курс петрово-водкинской «науки видеть» и вырасти во вполне самостоятельных мастеров. Ряд художников сохранил, при всей своей мощной индивидуальности, режим прямого диалога с учителем: это относится, прежде всего, к рано умершему А.Лаппо-Данилевскому, Л.Чупятову, П.Голубятникову, П.Соколову, В.Дмитриеву, но не только к ним. Некоторые структурные особенности петрово-водкинской изобразительности легко считываются у А.Самохвалова и А.Пахомова, И.Лизака и В.Малагиса, Е.Эвенбах и А.Зернова.

Понятие «Круг Петрова-Водкина» на выставке предстаёт подвижным и многосоставным, рассчитанным на  обогащение новыми материалами и интерпретациями. В состав выставки включены работы из Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Кроме того, представлены произведения более чем из 10 частных собраний.

Партнер выставки - гостиница "Астория"

метки

  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»