Новости и события

28 января 2024 Санкт-Петербург (СПбУТУиЭ)

«Русский музей: виртуальный филиал»: Мраморный дворец и выставка «Школа Филонова»

В рамках работы Информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» для студентов и сотрудников СПбУТУиЭ 28 января проведено выездное занятие из цикла «История русского изобразительного искусства».

Ведущий специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея, кандидат искусствоведения Нина Шершова ознакомила студентов и сотрудников СПбУТУиЭ с основной экспозицией Мраморного дворца и выставкой «Школа Филонова».

Мраморный дворец сооружался по велению Екатерины II для графа Г.Г. Орлова в 1768 - 1785 годах по проекту итальянского архитектора А Ринальди.  Находящийся  вблизи Невы и Марсова поля трехэтажный дворец выходил на Красный канал, соединявший Неву с Мойкой и вскоре засыпанный в связи со строительством Служебного корпуса. Свое название Мраморный дворец получил в связи с тем, что в отделке его фасадов, а также интерьеров широко использовался различных сортов и оттенков мрамор. 

При входе в Мраморный дворец мы попадаем в пространство Парадной лестницы — уникального в истории русской архитектуры XVIII в. интерьера, сохранившего своё первоначальное убранство почти без изменений. Отделка выполнена из различных сортов цветного мрамора. Напротив входа на стене находится мраморный рельеф с портретом архитектора А. Ринальди, который появился здесь по желанию первого владельца графа Г.Орлова в знак признания заслуг архитектора. Основной в художественном убранстве парадной лестницы является скульптура, выполненная из итальянского мрамора и установленная в нишах, а так же рельефные композиции на стенах третьего этажа и лепной декор перекрытия.

Скульптуры парадной лестницы Мраморного дворца — единственный сохранившийся в Санкт-Петербурге аллегорический ансамбль XVIII в. В нишах, украшенных мраморными раковинами, между первым и вторым этажами, установлены четыре мраморные статуи, олицетворяющие время суток: Ночь — женская фигура с традиционными атрибутами: сова; работы неизвестного мастера; Утро — женская фигура в виде богини утренней зари Авроры; атрибуты: солнечный диск у её ног и гирлянда роз в руках богини; Полдень — женская фигура с присущими ей атрибутами: стрела — символ солнечных лучей, солнечные часы показывают полдень, и знаки зодиака (Телец, Дева, Козерог) напоминают о неизменности этого явления на протяжении всего года; Вечер — женская фигура в образе богини охоты Дианы, в сумерках выходящей на охоту. Её атрибуты — лук и колчан со стрелами. Автором этих трех статуй является скульптор Федор Шубин.

А в прямоугольных нишах, между вторым и третьем этажами две статуи, которые символизируют Весеннее равноденствие — женская фигура с цветочной гирляндой в руках, у её ног голова барана — зодиакальный знак Овна, в который вступает солнце после наступления дня весеннего равноденствия. И Осеннее равноденствие — мужская фигура с гроздью спелого винограда в руке.

На внутренних стенах площадки третьего этажа размещены рельефные изображения четырех главнейших добродетелей: Умеренность, Сила духа, Благоразумие и Справедливость. В центре западной стены помещена композиция: «Игры амуров». Завершал всю композицию пространства лестницы циферблат часов. Башенные куранты дворца в XVIII в. имели два циферблата: один — на фасаде, а второй расположенный горизонтально в перекрытии. В настоящее время здесь находится плафон «Суд Париса» работы Иосифа Кристи, перенесенный сюда из зала дворца в середине XIX века.

Мраморный зал — уникальный в истории русской архитектуры XVIII в. интерьер, первоначальное убранство которого во многом сохранилось до наших дней. Облицовка стен зала выполнена из различных сортов отечественного и итальянского мрамора. Первоначально зал был одноэтажным, ныне после реконструкции А. Брюллова он двухъярусный. Его пространство освещено окнами второго и третьего этажей. В отделке стен использован коринфский ордер. Пилястры выполнены из тивдийского мрамора с бронзовыми золочёными базами и капителями. Они опираются на тянущийся по периметру стен цоколь, разделенный филенками из зелёного итальянского мрамора.

Парадная приёмная — центральное помещение Невской анфилады является ещё одним залом дворца, сохранившим подлинные элементы исторической отделки. Здесь находятся восемь монолитных колонн полированного сердобольского гранита, лепное убранство сводчатого перекрытия и фрагменты наборного паркета.

В западной части здания окнами на Мраморный переулок размещается самое большое помещение во дворце — двусветный зал, созданный в процессе реконструкции А. Брюллова. Он получил новое художественное убранство и стал именоваться Белым или Готическим из-за примененных при его оформлении элементов неоготического стиля. По сторонам дверного проема южной стены зала установили две мраморные колонны, на которых помещены фигуры русских витязей. Мраморный камин с зеркалом в резной золочёной раме находится по центральной оси северной стены. Это единственный подлинный камин середины XIX в. сохранившийся на своём историческом месте в Мраморном дворце до настоящего времени.

К Белому залу с севера примыкает Греческая галерея, в которой также воссоздано художественное убранство: восстановлена облицовка стен искусственным мрамором, и осуществлена реконструкция наборного паркета. Из Греческой галереи двери ведут в Зимний сад.  А. Брюллов устроил его на террасе находившегося здесь ранее Висячего сада Он занимает пространство второго и третьего этажей. Декоративные арки свода опираются на чугунные колонны и полуколонны, металлический потолок над третьим этажом, убран кессонами. В сад выходят окна помещений третьего этажа, а на восточной стене воссоздан небольшой балкон с изящной кованой решеткой. В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами. В помещении сада воссоздали фонтан, большую трехстворчатую остекленную дверь, три арочных проёма, соединяющих помещение сада с Цветником и балкон на уровне третьего этажа с декоративной решеткой. В Цветнике воссоздали мраморный камин с зеркалом, раскрыли дверной проем, ведущий в помещение бывшей библиотеки в Невской анфиладе дворца.

В декабре 1991 г. решением Мэрии Санкт-Петербурга Мраморный дворец был передан в распоряжение Государственного Русского музея. С 1994 года в Мраморном дворце также размещается постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» — собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины XX в.  С этого времени положено начало развития главной концепции Мраморного дворца: «Русское искусство в контексте искусства мирового». 

В 1998 г. в дар Государственному Русскому музею передали свое собрание петербургские коллекционеры Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские. Большая часть коллекции — произведения станковой живописи XVIII — ХХ вв., среди которых работы И.К. Айвазовского, Ю.Ю. Клевера, И.И. Дубовского, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского и Б.М. Кустодиева. Особенно редкой частью собрания являются часы — каминные, напольные и дорожные, выполненные различными часовыми мастерами конца XVIII — первой половины XIX в. Часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, и интересны также декоративным оформлением циферблата и корпуса. В этой частной коллекции представлены так же графика, скульптура, мебель, осветительные приборы, и художественная бронза.

В Мраморном дворце мы смогли увидеть произведения, представленные на выставке «Школа Филонова». «Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова» существовал c лета 1925 года до смерти мастера в декабре 1941 года. В основу деятельности школы была положена идея коллективной работы. «Профессиональные, идеологические, стратегические и политические положения коллектива, принятые им за основу его действия, обязательны для любого члена коллектива», – было написано в Уставе. Кроме того, членам коллектива МАИ запрещалось быть членами любой другой группировки и участвовать в их выставках. Единство метода требовало полной самоотдачи и духовного единства.

Ученики Филонова приняли участие в оформлении спектакля «Ревизор» в Доме Печати в 1927 году. В коллекции Русского музея хранятся все одиннадцать эскизов костюмов и композиция задника, созданные Андреем Сашиным. Эти работы Сашина все вместе прежде не показывались и не публиковались. Дополняют экспозицию эскизы костюмов художников Артура Ляндсберга и Николая Евграфова из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

Оформление карело-финского эпоса «Калевала» (1932), в котором приняли участие тринадцать мастеров Школы, стало первым иллюстрированном изданием этого текста на русском языке. Особенно нам запомнились рисунки Алисы Порет и Софьи Закликовской.

Выставка в Доме печати – первое крупное выступление филоновцев, после которого объединение получило статус официально зарегистрированного общества «Коллектив мастеров аналитического искусства (школа Филонова)». В 1928 году двадцать три художника школы Филонова показали свои работы на выставке «Современные ленинградские художественные группировки» как представители утвержденной художественной группировки.
Четыре больших панно с выставки в Доме Печати – «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского, «Казнь революционера» Алевтины Мордвиновой, «Рабочий, сидящий за столом» Эдуарда Тэнисмана и «Старый и новый быт» Софьи Закликовской включены в состав нынешней экспозиции.

На выставке представлены первые работы Павла Кондратьева и Прасковьи Важновой, созданные у Филонова. Впервые в составе школы Филонова экспонируются работы Георгия Новикова, Ксении Ливчак, Михаила Макарова, приобретенные музеем в последние десятилетия.

Государственный музей истории Санкт-Петербурга предоставил эскизы Татьяны Глебовой для оформления оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1931–1932), которые редко появляются на выставках. Представлены ранние «филоновские» живописные работы Бориса Гурвича и Евгения Кибрика из частной московской коллекции также почти неизвестны зрителям.
Основу выставки составляют более ста произведений из собрания Русского музея, в том числе работы Павла Кондратьева, Бориса Гурвича, Валентины Курдовой, Татьяны Глебовой, Алисы Порет, Николая Евграфова, Евгения Кибрика, Всеволода Сулимо-Самуйлло, Павла Зальцмана и других.

 Использованы материалы сайтов Русского музея и Виртуального Русского музея.

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: