Новости и события

15 марта 2024 Санкт-Петербург (СПбУТУиЭ)

«Русский музей: виртуальный филиал»: Помним! К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

В рамках работы Информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» для студентов СПбУТУиЭ 15 марта проведено выездное занятие из цикла «История русского изобразительного искусства».

Специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея, кандидат искусствоведения Нина Шершова ознакомила студентов и сотрудников СПбУТУиЭ с выставкой «Помним! К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Экспозиция посвящена подвигу героических защитников и жителей Ленинграда в годы блокады. На выставке представлено свыше 200 произведений живописи, графики, скульптуры, многие из которых были созданы в осажденном Ленинграде и демонстрируются  впервые. Среди них работы Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Ярослава Николаева, Александра Русакова, Василия Кучумова и других выдающихся мастеров советского искусства.

«Художники, которые творили в блокадные годы, как и все горожане, испытывали те же нечеловеческие лишения, но у них была высочайшая ответственность за то, чтобы оставить для будущего художественные образы блокады, блокадные пейзажи, блокадные лица. Лица ленинградцев, которые сопротивлялись смерти и победили», - отметила Генеральный директор Русского музея Алла Манилова на открытии выставки.

Первый зал экспозиции посвящен Ленинграду и его жителям военной поры в произведениях искусства – пейзажах, натюрмортах, композициях. В довоенном Ленинграде существовала оригинальная, самостоятельная и талантливая живописная пейзажная школа. Ее основными авторами были Александр Русаков, Александр Ведерников, Георгий Траугот. Трагические события войны заставили всех оставшихся в Ленинграде мастеров предельно сконцентрировать творческие усилия. Пейзажисты работали по-разному. Вячеслав Пакулин писал с натуры, и его закутанная фигура, сидящая перед мольбертом на Невском проспекте, стала частью военной кинохроники. Александр Русаков и Георгий Траугот, соседи по Петроградской стороне, свои впечатления переносили на холст дома, в мастерских.

Повседневная жизнь блокадного Ленинграда запечатлена в рисунках и акварелях Георгия Фитингофа, Татьяны Глебовой, Евгении Магарил, Соломона Юдовина. Мы увидели горожан в их промерзших квартирах, в очередях за хлебом, во время долгих походов за водой.

Ленинградские портреты сохранили облик разных, незнакомых друг с другом людей, в «час мужества» разделивших общую беду. Их авторы – скульпторы и живописцы Вера Исаева, Всеволод Лишев, Вера Гущина-Филимонова, Мария Бутрова. Художники блокадного Ленинграда создавали автопортреты и портреты своих коллег (Ярослав Николаев, Иван Астапов, Георгий Верейский, Владимир Серов).

Юным ленинградцам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда», посвящены произведения Веры Зенькович и Варвары Раевской-Рутковской.

Далее в экспозиции раскрывается тема разрушения музеев, дворцов и памятников Ленинграда и его пригородов в годы войны. Блокада Ленинграда воспринимается как образ несломленной культуры и шире – цивилизации. Гневным обличительным документом против фашистского варварства являются запечатленные ленинградскими художниками виды разрушенных дворцов Пушкина (Александр Ведерников), Павловска (Михаил Бобышов), Гатчины (Василий Власов). О жизни главных музеев города во время блокады рассказывают произведения Василия Кучумова («Ленинград. Русский музей») и Веры Милютиной («Государственный Эрмитаж в блокаду»).

Уникальным художественным памятником блокадного времени, хранящимся в Русском музее, является альбом «Блокадный трамвай» Веры Зенькович. Весной 1942-го в Ленинграде было восстановлено трамвайное движение. Во время поездок Зенькович создала множество портретов своих сограждан и пейзажных зарисовок.

Впервые столь широко представлен плакат военного времени. Его особая форма – возникший в Ленинграде «Боевой карандаш», наследник знаменитых «Окон РОСТА». Плакаты творческого объединения «Боевой карандаш» стали важным военно-патриотическим агитационным материалом и приобрели огромную известность. Для них характерны лаконичность и острота текста (обычно стихотворного). Лучшие из них увеличивались до больших агитационных панно и устанавливались на улицах блокадного Ленинграда. На выставке можно увидеть плакаты Валентина Курдова, Сергея Мочалова, Николая Тырсы.

Последний зал экспозиции носит название «Город – фронт». Здесь можно увидеть произведения, запечатлевшие Ленинград сражающийся, Ленинград победивший. На масштабном полотне Владимира Серова, Иосифа Серебряного и Анатолия Казанцева «Прорыв блокады 18 января 1943 года» предстает кульминационный эпизод операции «Искра» – встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов. Спортсмены-лыжники, студенты и преподаватели Института физкультуры, ставшие партизанами, запечатлены на картине Иосифа Серебряного «Партизанский отряд (Лесгафтовцы)». На портретах Георгия Верейского, Виктора Прошкина, Ивана Астапова – воины – моряки, артиллеристы, летчики, связисты, разведчики. Партизаны – герои большой серии Василия Власова.

Праздничные салюты в Ленинграде, каждый из которых означал приближение конца войны, запечатлели Алексей Пахомов и Анна Остроумова-Лебедева.  Праздник, когда воины-победители прошли по Невскому проспекту, и люди встречали их с цветами, изобразил Вячеслав Пакулин («Невский в праздник. 9 июля 1945 года»).

Одним из ярких художественных образов блокады стала известная скульптурная композиция К.М. Симуна – она обозначила часть Дороги Жизни от Ленинграда до Ладожского озера. Две полуарки, застывшие на берегу, символизировали освобождение города из блокадного кольца. Эскиз «Разорванное кольцо» – своего рода эпиграф выставки, которую завершают произведения монументальной пластики, созданные уже в послевоенные годы. Это эскизы и модели знаменитых ленинградских памятников: на Пискаревском кладбище (Б.Е. Каплянский) и на Площади Победы (М.К. Аникушин), произведения А.М. Игнатьева и Л.М. Холиной, посвященные ленинградцам. Вырубленные в граните, они сохраняют образ несокрушимой стойкости, проявленной в годы испытаний жителями и воинами, защищавшими один из величайших городов мира. 

 

Использованы материалы сайтов Государственного Русского музея и 
Регионального-информационно-аналитического центра «Питер-Т»

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: