Расширенный поиск по коллекциям
- Главная
- Онлайн ресурсы
- Коллекция
- Древнерусское прикладное искусство и скульптура
Древнерусское прикладное искусство и скульптура
История коллекции
Собрание древнерусского декоративно-прикладного искусства, скульптуры и мелкой пластики, принадлежащее Русскому музею, стоит в одном ряду с коллекциями крупнейших музеев страны - Оружейной палаты в Москве и Загорского историко-художественного музея-заповедника. Оно является одним из самых значительных собраний древнерусского искусства в мире. Его материалы дают представление об этапах развития русского прикладного искусства на протяжении столетий - с IX по XIX век. Коллекция музея включает ценнейшие памятники, среди которых есть и давно вошедшие в научную литературу, и малоизвестные замечательные произведения русских мастеров.
Показать полный текстСобрание произведений древнерусского прикладного искусства Государственного Русского музея принадлежит к числу крупнейших в стране. Его формирование началось еще до основания музея Александра III, в будущем - Государственного Русского музея. В 1898 г. сюда из музея Императорской Академии художеств были переданы предметы утвари и скульптура, найденные в заброшенном виде в Новгородском Софийском соборе и вывезенные хранителем академического музея А.М.Горностаевым, и частные коллекции известных собирателей М.П.Погодина, П.Ф.Коробанова, П.И.Севастьянова. Позднее в Русский музей поступили коллекции В.А.Прохорова, Н.М.Постникова, В.В.Верещагина, В.В.Шереметьева, А.А.Васильчикова.
В первые десятилетия XX века экспозиция отделения древнерусского искусства, с 1914 года именовавшаяся "Древлехранилищем памятников русской иконописи и старины", пополнилась произведениями из Иосифо-Волоколамского монастыря, богатейшей коллекцией академика Н.П.Лихачева, многочисленными предметами собрания псковского коллекционера Ф.М.Плюшкина, редчайшими и древнейшими памятниками из собрания М.П.Боткина.
В годы советской власти собрание возросло в несколько раз за счет поступлений первоклассных памятников, спасенных от гибели в ризницах закрытых монастырей севера России: Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Александро-Свирского. Были переданы предметы из Александро-Невской Лавры, Успенского и Введенского монастырей Тихвина, Троицкого собора Пскова. Собрание пополнилось предметами из Духовной Академии и Археологического института.
В 1920-е годы отдел стал крупным центром по изучению памятников древнерусского искусства. Научную деятельность отдела возглавляли крупные исследователи - Н.П.Сычев, Н.В.Малицкий, Л.А.Дурново. Впоследствии здесь работали М.К.Каргер, Ю.Н.Дмитриев, Н.П.Порфиридов, Г.Ф.Корзухина, В.Н.Лаурина.
Уникальную часть собрания составляют произведения домонгольского искусства, отражающие художественные традиции древнего Киева. Это, преимущественно, предметы личного употребления - украшения, исполненные из благородных и простых металлов, литые амулеты-змеевики, бронзовые кресты-энколпионы и тельники, миниатюрные каменные иконки. Жемчужиной собрания является так называемый, "Киевский клад" 1887 года, зарытый на территории Михайло-Златоверхого монастыря татаро-монголами. Украшения из этого клада - подвески к женскому головному убору - колты, ожерелье-рясны и венчик-очелье - представляют собой шедевры искусства перегородчатой эмали на золоте, которым славилась Русь вслед за Византией. В составе другого комплекса, найденного в Киеве в 1889 г., оказалась золотая диадема с изображением деисуса, одна из регалий, использовавшихся в княжеском церемониале.
Среди древнейших и редчайших произведений домонгольской культуры знамениты два золотых амулета-"змеевика" XI - XII вв., так называемые Черниговская и Белгородская гривны. На них христианские образы Архангела Михаила и Богоматери сочетаются с изображением женской головы, окруженной змеями - Горгоной-Медузой. Черниговский амулет считается личным предметом Владимира Мономаха, бывшего черниговским князем в 1113 - 1129 годах. Произведения домонгольского искусства свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры Руси XI - XIII веков, демонстрируют связи древней Руси со Скандинавией, Византией, Западной Европой, ближневосточными странами.
В коллекции музея широко представлено прикладное искусство и деревянная скульптура Новгорода и Пскова XIII - XVII веков. Богатый материал дают произведения меднолитой пластики, иконки и образки, исполненные в технике резьбы по камню. Особенно значимы памятники второй половины XIII - XIV веков. Произведения древнерусского искусства этого времени крайне редки. К их числу принадлежат небольшие змеевики, тельные образки, нагрудные каменные иконки.
О расцвете новгородской культуры в XIV - XVI веках можно судить по превосходным памятникам древнерусского лицевого шитья. Наиболее ранними в коллекции являются произведения так называемого "живописного" шитья. Одна из самых знаменитых - плащаница с изображением "Положения во гроб", исполненная по заказу архиепископа Евфимия в XV веке, происходящая из Тихвина. Уникальными памятниками являются две большие шитые иконы с изображениями апостола Петра и Архангела Михаила (конец XV - начало XVI века), находившиеся в Александро-Свирском монастыре. Знаменита хоругвь XVI века из Никитской церкви в Новгороде с изображением Софии Премудрости Божией. Культура Новгорода представлена уникальной коллекцией произведений деревянной скульптуры и орнаментальной резьбы по дереву. К числу ранних памятников относятся царские врата конца XIV - начала XV веков, связанные с Софийским собором в Новгороде, амвон Софийского собора, о котором под 1533 годом упоминается в летописи.
Среди резных изображений, расписанных по левкасу, особенно выразительны скульптура Николы Можайского в рост (середина XVI века), рельефные фигуры архиепископа Евфимия (начало XVI века), архиепископа Иоанна (1559 г.), св. Антония Римлянина (1573 г.), снятые с крышек рак.
Своеобразием отличаются новгородские сосуды для питья, хорошо представленные в коллекции. Это многочисленные братины, корчики, напоминающие ковши, чарки, исполненные первоклассными мастерами-ювелирами из драгоценных металлов. Замечателен стакан, принадлежавший патриарху Питириму, исполненный в 1672 году, с сюжетными изображениями из истории Самсона, исполненный в технике штриховой резьбы по серебру.
Наибольшее число памятников собрания представляет прикладное искусство Москвы конца XIV - XVII веков. Это, в основном, произведения произведения серебряного дела, лицевого и орнаментального шитья. Среди уникальных памятников раннего московского искусства - серебряная панагия из Симонова монастыря. К середине XV века относится оклад знаменитого "Христофорова Евангелия", переписанного на пергаменте учеником Кирилла Христофором - одна из святынь Кириллова монастыря.
В собрании имеется ряд уникальных по своему художественному качеству предметов богослужебного назначения, пожертвованных московскими великими князьями и царями в монастырские и церковные ризницы в XVI - XVII веках. Великолепен изысканно орнаментальный потир, пожертвованный Иваном Грозным в 1574 году в Отенский монастырь. Высоким мастерством отличаются потиры конца XVII века - дары царя Федора Алексеевича в Кремлевскую церковь Воскресения.
В собрании музея хранится чеканная крышка раки Александра Свирского, исполненная лучшими мастерами Оружейной палаты в 1644 году. Значительный интерес представляют многочисленные чарки, ковши, чаши, выполненные московскими серебряниками в XVII веке. Пышностью убранства отличаются оклады богослужебных книг XVI и XVII веков.
Русский музей обладает ценной коллекцией сюжетного и орнаментального шитья, выполненного в московских мастерских. В музее хранятся произведения, в создании которых принимали участие жены великих и удельных князей - София Палеолог, Соломония Сабурова - жена Василия III, Ирина Федоровна Годунова, знаменитая Евфросинья Старицкая, жена Ивана Грозного - Анастасия Романовна.
Лицевое и орнаментальное шитье музейной коллекции в основном представлено вкладами в церкви и монастыри. Это подвесные пелены к чтимым иконам, покровы на раки с мощами, покровцы и воздухи, необходимые в литургическом обиходе, целые шитые иконостасы и отдельные шитые иконы, священнические облачения: саккосы, фелони, стихари, епитрахили, поручи, украшенные орнаментальным и лицевым шитьем. Во вкладных надписях часто встречаются имена вкладчиков, названия церквей и монастырей, в которые вещи были вложены.
К числу датированных произведений московских мастериц принадлежат пелена "Богоматерь Неопалимая купина и избранные святые" 1486 г., покров "Кирилл Белозерский" (1514 г.) - вклад Василия III и его жены Соломонии Сабуровой. Одно из самых известных произведений шитья XVI в. - походный иконостас, исполненный в мастерской Ирины Годуновой в 1592 г.
Значительная коллекция памятников шитья происходит из Соловецкого монастыря. В нее входят покровы и пелены, епитрахили, фелони. В коллекции музея представлены также памятники шитья наиболее знаменитых (после царских) художественных мастерских Строгановых - крупнейших купцов и промышленников из Сольвычегодска. Единственной пеленой большого размера с прямоличным изображением царевича Дмитрия является первоклассное произведение Русского музея - вклад Дмитрия Андреевича Строганова в Благовещенский собор Сольвычегодска.
Таким образом, собрание произведений древнерусского декоративного прикладного искусства Государственного Русского музея, пополненное новыми материалами в ходе экспедиционной деятельности музея 1960-1970-х годов, позволяет исследовать разнообразные грани художественной культуры Руси IX - XVII веков, дает представление об этапах развития русского искусства, о богослужебных традициях, о различных духовных и художественных центрах Руси.
Медиатека
Фильм посвящён работе мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Русского музея, специалисты которой выполняют уникальные по своей сложности реставрации.
Шитый иконостас, созданный в конце XVI века, по повелению царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны, это памятник древнерусского искусства. Он выполнен в традициях «годуновской школы» лицевого шитья, с использованием золотых, серебряных и шелковых нитей. В XVI веке иконостас хранился в Образной палате Московского Кремля, затем в Зимнем дворце в Петербурге, служил походной церковью царей Алексея Михайловича и Петра I. С 1812 местом хранения иконостаса стала церковь Рождества Христова в Чесменском дворце, где он серьезно пострадал от пожара.
Виртуальный тур создан на основе временной выставки, проходившей в Корпусе Бенуа Русского музея с 21 февраля по 13 мая 2019 года.
Лекция Светланы Михайловны Новаковской-Бухман, кандидата наук, ведущего научного сотрудника отдела древнерусского искусства, посвящена особенностям развития русского декоративного искусства второй половины XVII века.
Лекция Ольги Витальевны Клюкановой, старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства, посвящена русскому декоративному искусству второй половины XVII века.
Лекция Ирины Шалиной, кандидата искусствоведения, ведущего научного специалиста Государственного Русского музея, посвящена одноименной выставке Русского музея, которая проходила в апреле–августе 2017 года. На ней были представлены произведения древнерусского искусства из коллекции Русского музея и других собраний. Эпоха искусства Великого Новгорода первой половины — середины XVI столетия как цельное художественное явление впервые стала предметом специального выставочного проекта.
Древний Амвон эпохи Святителя Макария Софийского собора, единственный сохранившийся памятник времен Ивана Грозного из Великого Новгорода. И сохранился он не чудом, а благодаря профессиональной работе реставраторов Русского музея.
История бытования памятника насчитывает пять веков. Вплоть до XVII в. Амвон активно использовался в богослужении главного собора Новгорода. В XVIII в. он был убран на хоры, откуда был вывезен в 1860 г. в числе других древностей Софийского собора в Академию художеств. В 1897 г. памятник из Академии художеств был передан в Русский музей и до 1920-х гг. находился на экспозиции. В самом начале Великой отечественной войны экспонат был разобран. И только после окончания войны был вновь собран и хранился уже в фондах музея.
Фильм посвящен одному музейному предмету уникальному, единственному в своем роде во всем мире – деревянному Амвону из Новгородского Собора времени святителя Макария, а раньше бы сказали времени Ивана Грозного.
Фильм посвящен Михаилу Петровичу Боткину, имя которого в первую очередь связано с собранной им коллекцией художественных памятников. Его коллекция собиралась в течении 50-ти лет.
Данная программа дает представление о формировании и развитии иконографии святых праведников, начиная с первых русских святых - князей-мучеников Бориса и Глеба и заканчивая преподобным Серафимом Саровским, канонизированным в 1903 году.
Фильм рассказывает о некоторых выдающихся коллекционерах, чьи собрания вошли в состав Русского музея.
Программа создана на основе коллекции музеев, входящих в состав музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и включает более 200 изображений.
Фильм о древлехранилище Государственного Русского музея, где собрано раннее искусство Руси.
Услышав эту фамилию, многие вспоминают известного героя повести Н.В.Гоголя «Мертвые души». Но, речь в этом фильме пойдет вовсе не о нем, а о Федоре Михайловиче Плюшкине — коллекционере-собирателе XIX века.
В двух залах анфилады второго этажа, Выходящей на Невский проспект открыта выставка «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы». На ней представлены памятники прикладного искусства, иконописи и лицевого шитья из фондов Русского музея, связанные со знаменитым в истории России родом Строгановых.
Фильм рассказывает об иконографических типах изображений одного из самых почитаемых святых на Руси – святом Николае Мирликийском. Представлены произведения древнерусской иконы разных школ, деревянная скульптура, шитье, мелкая пластика.
На Невском проспекте сохранился единственный жилой дом XVIII столетия - дворец Строгановых. В собрании Русского музея, которому он теперь принадлежит, хранятся их многочисленные портреты, произведения из их богатейших коллекций.
В программе представлено около 400 произведений (иконы, живопись XVIII-XX веков, графика, народное искусство). Экспонаты сопровождаются аннотациями, биографическими справками об авторе. Возможен поиск произведений искусства по евангельским сюжетам или по видам искусства.
Фильм рассказывает об истории рода Строгановых, представителей одной из самых известных фамилий России, тесно связанных с историей государства, покровителей искусств и собирателей.
Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре
Прикладное искусство Руси на выставке "Осень русского Средневековья"
О. В. Клюканова, С.М. Новаковская-Бухман
30 апреля 2019Лекция "Осень русского Средневековья". Выставка искусства XVII века в Русском музее
П. В. Западалова
26 марта 2019Лекция «Амвон как наследие святителя Макария. Открытия – реставрации – консервации»
Ж. А. Максименко, К. С. Чарыкова
18 мая 2017Другие ресурсы
Прикладное искусство Древней Руси. Фильм из цикла "Русский музей". 1982. Гостелерадиофонд |