Евангелист Марк
Миниатюра. XVII век
- Бумага, темпера. 37,7 × 24,3
- Др.гр.-3
Пост. в 1898 из МАХ-
Сведения о реставрации:
Русакова Н. И., Щукина Е. Ю. (2015–2018)
Миниатюры из собрания М. П. Погодина предназначались для фронтисписов напрестольных Евангелий, то есть книг, находящихся в храме и участвующих в литургии. Данные миниатюры были выполнены на бумаге темперной краской с золочением.
По традиции изображены авторы четырех канонических Евангелий — Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн. На других трех листах изображены Ангел, Лев и Телец — символы евангелистов. Ангел соответствовал Матфею, лев — Марку, телец — Луке, Орел — Иоанну (миниатюра с изображением Орла была утрачена в XIX веке).
Семь миниатюр из собрания М. П. Погодина с изображением евангелистов и их символов первоначально являлись фронтисписами, призванными предварить тексты напрестольного Евангелия. Изображения евангелистов традиционны. Миниатюрная живопись выполнена с большим мастерством, ощутимо стремление придать фигурам объем и наделить чертами «живоподобия». Личное письмо прописано очень тщательно, несколькими сплавленными слоями охр с притенением, завершаясь растушеванными пробелами и подрумянкой. Ликам придано мягкое, доброжелательное выражение. Миниатюристы пользовались чистыми, яркими красками, в то же время используя и их нежные полутона — зеленую и голубую, алую и вишневую, сиренево-розовую, оранжевую, нежных оттенков охры. Вся живопись практически полностью исполнена по золоту фонов, золото сияет и в прорисовке деталей (например, в прядях волос), и в ассистной разделке облачений. Черневые орнаменты украшают предметы мебели. Оперение крыльев и декор царских венцов написаны густыми зеленой и вишневой красками, имитирующими эмаль.
Большое внимание уделено ясно читаемым крупным текстам, начертанным во всех раскрытых кодексах, что усиливает дидактический характер изображений, подчеркивает тему евангельской проповеди. Единый размер миниатюр и масштаб фигур подтверждают «равночестность» их персонажей. Все миниатюры имеют прямоугольную форму и заключены в рамки с равными полями. Эти рамки заполнены травными орнаментами, состоящими из розеток и небольших плетенок, цветков и бутонов, акантовых побегов и мелких листиков; каждая орнаментальная композиция не повторяет другие.
Виртуозная манера письма, обилие золота и серебра, сложность и многообразие деталей, иконография образов позволяют связывать творчество создавших их мастеров с деятельностью царских изографов Оружейной палаты и Посольского приказа и, возможно, с очень «высоким» заказом. Иконографической особенностью рассматриваемого ансамбля является размещение символов евангелистов на отдельных листах, а также изображение Ангела в рост, что не так характерно для декорации древнерусских рукописей. Образцом для фронтисписов послужили миниатюры, украшающие рукопись Евангелия, вложенного на престол Благовещенского собора «на царский дворъ на сенях» царем Иваном IV в 1571 году. Эти кодексы указывалось «написать самым добрым иконописным мастерством, без всякие лености, с радением» непосредственно по «имянному приказу» царей, цариц или царевен для вкладов в кремлевские соборы и знатнейшие монастыри, либо к их появлению имели отношение патриарх и ближний круг бояр.
И. Д. Соловьева // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 80.
Состояние сохранности до реставрации:
Семь миниатюр с изображением четырех евангелистов и трех фигур – их символов – поступили в Музей Академии художеств из Москвы в числе памятников коллекции М. П. Погодина, а затем вместе с другими древностями – в Русский музей. Происхождение миниатюр и время их поступления установлено ведущим научным сотрудником Отдела древнерусского искусства И. А. Шалиной. Все эти произведения хранились среди памятников иконописи. В «Описи собрания 1859 г.» говорится о них как об «иконах живописных на бумаге». Семь живописных листов с изображением евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна, а также их символов: Ангела, Льва, Тельца «все писаны красками по золотому полю» (Шалина И. А. Коллекция икон М. В. Погодина в Русском музее // Сборник материалов «Охраняется государством» / под ред. А. К. Крылова. Вып. V. СПб, 1994. С. 57).
Виртуозная манера письма, обилие золота и многообразие деталей, а также иконография образов позволяют соотнести их с деятельностью царских изографов Оружейной палаты и Посольского приказа. Стилистические особенности, иконография и бытование миниатюр из собрания М. П. Погодина позволили заведующей отделом древнерусского искусства Русского музея И. Д. Соловьевой датировать их 70-ми годами ХVII века. В статье И. Д. Соловьевой говорится, что «вся выделенная группа кодексов была создана <...> по приказу царей, цариц или царевен для вкладов в Кремлевские соборы и знатнейшие монастыри» (Соловьева И. Д. Ансамбль миниатюр 1670-х годов из собрания М. П. Погодина // Страницы истории отечественного искусства. Сборник статей по материалам научной конференции (Русский музей. Санкт-Петербург, 2016). Вып. XXVIII. СПб: Palace Editions, 2017. С. 35–46). Живописные листы из собрания М. П. Погодина были призваны украсить печатное Евангелие и стоят в ряду выдающихся произведений книжной миниатюры последней трети ХVII века.
Проведенное в Отделе технико-технологических исследований изучение миниатюр в инфракрасной и ультрафиолетовой областях спект ра, а также исследование с помощью рентгено-флуоресцентного анализа показало: состав наполнителя красочного слоя практически везде одинаковый. Это – свинцовые белила, киноварь, сурик, медьсодержащая синяя. Полимент под золочение светло-коричневый пигмент – охра. В качестве связующего использована камедь. В инфракрасной области спектра хорошо виден подготовительный рисунок, выполненный черной краской под основные контуры изображения. Общее обветшание листов, многочисленные деформации, изломы, очаги раздублирований основы усиливали опасность осыпания красочного слоя, особенно в местах, пораженных жестким кракелюром. Техника письма кроющая, поэтому глубокие утраты до грунта наблюдались в большей степени на многослойной живописи, на полях с изображением орнамента, на одеждах. Имелось большое количество утрат различного характера, сколы, выкрошки, потертости и царапины красочного слоя, лежащего на золоте; жесткие изломы-продавленности от острого предмета вдоль краев, местами переходящие в разрезы. Присутствовали утраты разделок «чернью», ассистной разделки, многочисленные потертости и утраты личного письма. Оперение крыльев и декор царских венцов, написанные плотными, густыми зелеными и вишневыми красками, имитирующими эмаль, также сильно пострадали. Живопись, выполненная практически полностью по золоту, что усилило тенденцию к ее расслоению, утратила связь красочных слоев с золотом и грунтом. Имелись многочисленные загрязнения, пятна воска и смол от нагара свечей. Состояние сохранности листов не только вызывало опасения, но и делало невозможным их научное исследование и экспонирование.
Комплекс проведенных мероприятий:
В процессе реставрации были укреплены красочный слой, грунт и золочение, восстановлена связь между расслаивающимися красочными слоями и золотым фоном, а также их связь с основой; удалены стойкие поверхностные загрязнения и капли воска и смол. Работы выполнялись под микроскопом. Все укрепляющие составы и растворители для удаления загрязнений и пятен воска подбирались индивидуально для каждого пигмента во избежание потемнений, затеков, ореолов, изменений цвета. Бумажная основа стабилизирована: удалены старые бумажные подклейки, вызывавшие деформации основы, устранены очаги раздублирования на листе «Евангелист Марк», укреплены изломы по границам изображения, образовавшиеся от продавленности острым предметом, расслоения бумаги по краям и обветшавшие углы, восполнены утраты бумажной основы, произведена очистка оборотных сторон листов от стойких поверхностных загрязнений. Устранены общие деформации листов, провоцировавшие расслоение красочных слоев и золота. Выполнен монтаж листов в глубокие паспарту с помощью подведенных кромок из японской бумаги.
В соответствии с правилами реставрации древнерусских памятников и, в частности, памятников древнерусской книжной миниатюры, было принято решение не производить тонирование утрат красочного слоя и грунта. Выполненные реставрационные операции сделали безопасным их изучение и экспонирование на выставках.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 172-173.