Евангелист Иоанн Богослов и Прохор
Миниатюра. 1670-е
- Бумага (вторая половина XVII века, без водяных знаков), темпера, золото. 37,7×24,3 (каждая)
- Др.гр.-4
Пост. в 1897 из Музея ИАХ; ранее — в собрании М. П. Погодина-
Сведения о реставрации:
Русакова Н. И., Щукина Е. Ю. (2015–2018)
Миниатюры из собрания М. П. Погодина предназначались для фронтисписов напрестольных Евангелий, то есть книг, находящихся в храме и участвующих в литургии. Данные миниатюры были выполнены на бумаге темперной краской с золочением.
По традиции изображены авторы четырех канонических Евангелий — Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн. На других трех листах изображены Ангел, Лев и Телец — символы евангелистов. Ангел соответствовал Матфею, лев — Марку, телец — Луке, Орел — Иоанну (миниатюра с изображением Орла была утрачена в XIX веке).
Семь миниатюр из собрания М. П. Погодина с изображением евангелистов и их символов (миниатюра с изображением Орла была утрачена в XIX веке) первоначально являлись фронтисписами, призванными предварить тексты напрестольного Евангелия. Изображения евангелистов традиционны. Миниатюрная живопись выполнена с большим мастерством, ощутимо стремление придать фигурам объем и наделить чертами «живоподобия». Личное письмо прописано очень тщательно, несколькими сплавленными слоями охр с притенением, завершаясь растушеванными пробелами и подрумянкой. Ликам придано мягкое, доброжелательное выражение. Миниатюристы пользовались чистыми, яркими красками, в то же время используя и их нежные полутона — зеленую и голубую, алую и вишневую, сиренево-розовую, оранжевую, нежных оттенков охры. Вся живопись практически полностью исполнена по золоту фонов, золото сияет и в прорисовке деталей (например, в прядях волос), и в ассистной разделке облачений. Черневые орнаменты украшают предметы мебели. Оперение крыльев и декор царских венцов написаны густыми зеленой и вишневой красками, имитирующими эмаль.
Большое внимание уделено ясно читаемым крупным текстам, начертанным во всех раскрытых кодексах, что усиливает дидактический характер изображений, подчеркивает тему евангельской проповеди. Единый размер миниатюр и масштаб фигур подтверждают «равночестность» их персонажей. Все миниатюры имеют прямоугольную форму и заключены в рамки с равными полями. Эти рамки заполнены травными орнаментами, состоящими из розеток и небольших плетенок, цветков и бутонов, акантовых побегов и мелких листиков; каждая орнаментальная композиция не повторяет другие.
Виртуозная манера письма, обилие золота и серебра, сложность и многообразие деталей, иконография образов позволяют связывать творчество создавших их мастеров с деятельностью царских изографов Оружейной палаты и Посольского приказа и, возможно, с очень «высоким» заказом. Иконографической особенностью рассматриваемого ансамбля является размещение символов евангелистов на отдельных листах, а также изображение Ангела в рост, что не так характерно для декорации древнерусских рукописей. Образцом для фронтисписов послужили миниатюры, украшающие рукопись Евангелия, вложенного на престол Благовещенского собора «на царский дворъ на сенях» царем Иваном IV в 1571 году. Эти кодексы указывалось «написать самым добрым иконописным мастерством, без всякие лености, с радением» непосредственно по «имянному приказу» царей, цариц или царевен для вкладов в кремлевские соборы и знатнейшие монастыри, либо к их появлению имели отношение патриарх и ближний круг бояр.
И. Д. Соловьева // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 80.
Рест. в 2015–2018 в ГРМ Н. И. Русаковой и Е. Ю. Щукиной.
Состояние сохранности до реставрации:
Семь миниатюр с изображением четырех евангелистов и трех фигур – их символов поступили в Русский музей в 1898 г. вместе с другими древностями из Музея Академии художеств. В Академию художеств они поступили из Москвы в числе памятников коллекции М.П.Погодина. Происхождение миниатюр и время их поступления установлено ведущим научным сотрудником Отдела древнерусского искусства И. А. Шалиной.
Все эти произведения хранились среди памятников иконописи. В «Описи собрания 1859г.» говорится о них, как об «иконах живописных на бумаге». Семь живописных листов с изображением евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна, а также их символов: Ангела, Льва, Тельца «все писаны красками по золотому полю».
Виртуозная манера письма, обилие золота и многообразие деталей, а также иконография образов позволяют их соотнести с деятельностью царских изографов Оружейной палаты и Посольского приказа. Стилистические особенности, иконография и бытование миниатюр из собрания М.П. Погодина позволило заведующей Отделом древнерусского искусства Русского музея И.Д. Соловьевой датировать их 70-ми годами ХVII века. В статье, подготовленной И.Соловьевой для сборника статей по материалам 28 научной конференции Государственного Русского музея «Страницы истории отечественного искусства», говорится, что «вся выделенная группа кодексов была создана либо по приказу царей, цариц или царевен для вкладов в Кремлевские соборы и знатнейшие монастыри». Живописные листы из собрания М.П. Погодина были призваны украсить печатное Евангелие и стоят в ряду выдающихся произведений книжной миниатюры последней трети ХVII века.
Проведенное в Отделе технико-технологических исследований изучение миниатюр в инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра, а также исследование с помощью рентгено-флуоресцентного анализа показало: состав наполнителя красочного слоя практически везде одинаковый. Это – свинцовые белила, киноварь, сурик, медьсодержащая синяя. Полимент под золочение светло-коричневый пигмент – охра. В качестве связующего использована камедь. В инфракрасной области спектра хорошо виден подготовительный рисунок, выполненный черной краской под основные контуры изображения.
Общее обветшание листов, многочисленные деформации, изломы, очаги раздублирований основы усиливали опасность осыпания красочного слоя, особенно в местах, пораженных жестким кракелюром. Техника письма кроющая, поэтому глубокие утраты до грунта наблюдались в большей степени на многослойной живописи, на полях с изображением орнамента, на одеждах. Имелось большое количество утрат различного характера, сколы, выкрошки, потертости и царапины красочного слоя, лежащего на золоте; жесткие изломы-продавленности от острого предмета вдоль краев, местами переходящие в разрезы.
Присутствовали утраты разделок «чернью», ассистной разделки, многочисленные потертости и утраты личного письма. Оперение крыльев и декор царских венцов, написанные плотными, густыми зелеными и вишневыми красками, имитирующими эмаль, также сильно пострадали. Живопись, выполненная практически полностью по золоту, что усилило тенденцию к ее расслоению, утратила связь красочных слоев с золотом и грунтом. Имелись многочисленные загрязнения, пятна воска и смол от нагара свечей. Состояние сохранности листов не только вызывало опасения, но и делало невозможным их научное исследование и экспонирование.
Комплекс проведенных мероприятий:
В процессе реставрации были укреплены красочный слой, грунт и золочение, восстановлена связь между расслаивающимися красочными слоями и золотым фоном, а также их связь с основой, удалены стойкие поверхностные загрязнения и капли воска и смол. Работы выполнялись под микроскопом. Все укрепляющие составы и растворители для удаления загрязнений и пятен воска подбирались индивидуально для каждого пигмента во избежание потемнений, затеков, ореолов, изменений цвета. Бумажная основа стабилизирована: удалены старые бумажные подклейки, вызывавшие деформации основы, устранены очаги раздублирования на листе «Евангелист Марк», укреплены изломы по границам изображения, образовавшиеся от продавленности острым предметом, расслоения бумаги по краям и обветшавшие углы, восполнены утраты бумажной основы, произведена очистка оборотных сторон листов от стойких поверхностных загрязнений. Устранены общие деформации листов, провоцировавшие расслоение красочных слоев и золота. Выполнен монтаж листов в глубокие паспарту с помощью подведенных кромок из японской бумаги.
В соответствии с правилами реставрации древнерусских памятников и, в частности, памятников древнерусской книжной миниатюры, было принято решение не производить тонирование утрат красочного слоя и грунта.
Выполненные реставрационные операции сделали безопасным их изучение и экспонирование на выставках.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 172-173.