Коллекция онлайн

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Святой князь Владимир

Набросок образа для Владимирского собора в Киеве. 1885-1896


Васнецов оформил несколько храмов, но вершиной его искусства в этой области стали монументальные произведения для Владимирского собора в Киеве. К работе над грандиозным проектом художник приступил в 1885 году после окончания фриза «Каменный век». С. В. Кривонденченков. «В своем истинно национальном отразить вечное». Эволюция реалистической тенденции в творчестве В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. СПб, 2024. С. 10.

<...> в образах русских святых на столбах и в иконостасе Васнецов представал историческим живописецем-визионером, Баяном-сказителем, увидевшим в волшебный «бинокль» знаменитых героев и подвижников столь отчетливо, будто они были его современниками. Условные фоны не могли скрыть реалистической убедительности и земной телесности этих óбразов, трактованных в былинно-сказочном духе станковых полотен художника. Это вступало в противоречие с функциональным предназначением образóв, должных являть благостность и отблеск горнего мира. Но богословские тонкости Васнецова не беспокоили: монументальности форм в его представлении должна была соответствовать также суровость психологических характеристик, которые он подчас утрировал <...>. П. Ю. Климов. Монументальная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 62-64.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: