Коллекция онлайн

1838, Курск — 1869, Курск

Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче

1865


Рисунок впоследствии послужил основой при создании одноименной картины 1868, находящейся в ГТГ. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 342.

<...> Шварц создал цикл иллюстраций и живописных композиций, раскрывающих драматические эпизоды романа А. К. Толстого «Князь Серебряный», а также серию небольших камерных, тонко и изящно написанных исторических картин, в которых проявил себя как непрестанно ищущий художник-новатор, тяготеющий к жизненной правде и точному знанию. Воссоздать, основываясь на исторических фактах, повседневную жизнь своего главного исторического персонажа — царя Алексея Михайловича, найти характерные образы допетровской Руси, предельно достоверно показать не только нравы, но и обстановку, одежду, утварь далекого прошлого и вместе с тем живописно опоэтизировать свои сцены — такие задачи решал в своих произведениях мастер, искусство которого находило много точек соприкосновения с современной жанровой живописью. В картине 1867 года «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме» (ГТГ) Шварц сочетает историко-бытовую достоверность с психологической разработкой образа опального священнослужителя. Это был новый шаг в развитии исторической живописи, которая спустя год обогатилась истинным шедевром — картиной Шварца «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче» (1868, ГТГ), полной «поэзии исторической прелести», — по словам А. Н. Бенуа. Не акцентируя нарочито контраст богатого царского поезда с нищетой проезжаемой им деревеньки, художник, тем не менее, соотносит историю с современностью. Произведение, которому предшествовал выразительный рисунок (1865, ГРМ), замечательно умением Шварца в частном эпизоде без всякого нажима раскрыть типическое социальное явление и вместе с тем придать исторической картине поэтическую образность, достигнутую в немалой степени благодаря тонко и проникновенно написанному среднерусскому зимнему пейзажу, отличающемуся ярко выраженным национальным своеобразием. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 28.

Слева внизу: Вячеславъ Шварцъ, л_та (дата проставлена кириллицей) ЕЕ


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: