Коллекция онлайн

1848, Красноярск – 1916, Москва

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря

Эскиз неосуществленной картины. 1915


Композиция на сюжет „Повести Временных лет“ (Лаврентьевская летопись, год 6453) – о княгине Ольге, призывающей к мести за убийство в 945 году древлянами ее мужа, великого князя Игоря Рюриковича, – разрабатывалась художником в 1909–1915 годах. Евгения Гаврилова. Графика // Суриков в Русском музее. СПб, 1998. С. 121.

Тело князя Игоря, убитого древлянами, привезли в Киев оставшиеся в живых дружинники. Жена Игоря княгиня Ольга, теперь вдова, изображена вместе с малолетним сыном Святославом. В ее облике скорбь уступает место гневу и решимости мстить врагам. По летописям известно, что месть Ольги отличалась изобретательностью и жестокостью. В частности, при осаде столицы древлян, Искоростеня, она попросила жителей города представить ей в качестве откупа от каждого двора по три воробья и три голубя. К каждой птице Ольга приказала привязать тряпочку с зажженной серой, а затем выпустить. Птицы полетели в свои гнезда, и город сгорел. Этим Ольга показала себя как решительная и мудрая правительница, умеющая мстить за кровные обиды, что было высоко оценено соплеменниками. Ирина Верховская // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 29.

Графическое наследие Сурикова обширно и насчитывает сотни листов, среди которых не только эскизы и этюды к его большим полотнам, но и работы в разных жанрах, имеющие самостоятельное значение: пейзажи, портреты, бытовые сцены, натюрморты, иллюстрации к литературным произведениям и популярным изданиям, карикатуры, не лишенные остроумия и политической остроты. Павел Климов. Угадывая прошлое // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 20.

Вероятно, чувствуя чрезмерную для себя элегичность трактовки, к которой он прибегнул в «Степане Разине», Суриков не оставлял поиска сюжета, позволившего бы ему снова окунуться в атмосферу исторической драмы, более свойственную и органичную его таланту. В 1910-е годы Суриков переключился на «сюжеты, связанные с контрастно противоположными ролями и судьбами женщин в разные периоды российской истории: сочинял эскизы к неосуществленной картине «Княгиня Ольга встречает тело Игоря», написал тонкое по живописи и настроению полотно «Посещение царевной женского монастыря» (1912, ГТГ). В образах, с одной стороны — княгини Ольги, мудрой, энергичной и решительной правительницы, а с другой — юной, прелестной царевны, вероятно обреченной на затворничество в монастыре, Суриков пытался, как и в других своих работах, дать собственное видение исторического, точнее — народного идеала, поиски которого были характерны и для портретной практики художника». Павел Климов. Угадывая прошлое // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 16-17.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: