Коллекция онлайн

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Пиршество

Эскиз для росписи «Каменный век» (1883–1885, ГИМ). 1884


Творчество Васнецова во всех его проявлениях было направлено на познание человека как «существа центрального на земле»*. Это распространялось и на монументальные работы мастера. В гигантском, почти двадцатиметровом фризе «Каменный век» для создаваемого в Москве Исторического музея художник, по словам П. П. Чистякова, выразил «все будущее человечества, ради чего стоит жить»**. Доисторическая эпоха была представлена на фризе с учетом научных археологических знаний своего времени через реконструкцию возможного ситуативного поведения первобытных людей. Васнецов стремился добиться натуралистической точности в передаче групповых сцен в эскизах («Пиршество») и отдельных фигур в рисунках, для которых позировал восемнадцатилетний В. А. Серов. Именно эти художественные качества монументального произведения позволили выдающимся советским исследователям творчества Васнецова — Н. С. Моргунову и Н. Д. Моргуновой-Рудницкой — назвать «Каменный век» «исключительным вкладом в русское реалистическое искусство»***. С. В. Кривонденченков. «В своем истинно национальном отразить вечное». Эволюция реалистической тенденции в творчестве В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. СПб, 2024. С. 10.

* Отрывок из дневника В. М. Васнецова «Что такое добро и зло?» // Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Н. А. Ярославцевой. М., 1987. С. 217.
** Цит. по: Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания / Общая редакция и вступ. ст. А. Леонова. М., 1948. С. 244.
*** Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов: Жизнь и творчество. 1848–1926. М., 1962. С. 260.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

О фризе «Каменный век» для Исторического музея

В 1882 году к Васнецову обратился граф А. С. Уваров, председатель Комиссии по созданию Исторического музея в Москве, с предложением украсить один из залов будущего музея сценами жизни первобытных людей. Художник предложение Уварова принял. Согласно оговоренной программе Васнецову следовало представить ряд эпизодов, объединив их в многометровый фриз, расположенный по периметру круглого зала и прерываемый в нескольких местах окнами. Среди указанных сцен, в частности, была охота на медведя, но молодой мастер, захваченный необычной темой, настоял на том, чтобы ему разрешили заменить медведя мамонтом — вымершим животным, гораздо в большей степени соотносившимся с научными представлениями о заре человечества. Неизвестно, сыграло ли тут роль созвучие этого сюжета с фамилией Саввы Мамонтова, но последний великодушно предоставил Васнецову для работы над «Каменным веком» (ГИМ 25491, И I 6209) мастерскую в Абрамцеве.

Васнецов, готовясь к исполнению многометрового фриза, с интересом знакомился с материальными свидетельствами древней жизни из собрания Исторического музея, консультировался у специалистов-археологов и читал немногочисленные на тот момент исследования, синтезировав затем изученное в реальное ощущение давно минувшего. Позднее он вспоминал: «Изображая людей каменного века, я провидел в них предков наших древних вятичей (Васнецов был уроженцем Вятской губернии. — П. К.). Писал я их вовсе не по книгам, не по материалам раскопок, а по внутренней догадке, по своему чутью. Может быть, и присочинил что, добавил и даже исказил, но все это шло от моего понимания и чувства прошлого» 1.

<...>

Связанный необходимостью сделать живопись частью архитектурного пространства, Васнецов обозначил в своей композиции смысловой центр — мощную, статичную фигуру вождя, а действие придвинул к первому плану, подчинив расположение фигур определенному ритму. Этим приемом он сообщил «Каменному веку» свойство декоративности. «Каменный век» явил собой редкий для России пример светской стенной росписи периода «протомодерна», когда принципы новой монументальности еще только нащупывались, и Васнецов как бы встал в авангарде этого движения.

Васнецов о «Каменном веке» вспоминал нечасто и, похоже, ценил его недостаточно. Но вот сподвижник Васнецова «по цеху» и в каком-то смысле ученик Михаил Нестеров, работавший для Церкви немногим меньше, позднее был склонен считать, что «выше „Каменного века“ Васнецов в своем творчестве, быть может, не поднимался» 2. Еще дальше в своей превосходной оценке пошел Павел Чистяков, академический учитель Васнецова, отличавшийся язвительностью и вообще мало кого хваливший. Со слов Василия Поленова, о «Каменном веке» Чистяков выразился так: «Васнецов дошел в этой картине до ясновидения, это первая русская картина, с нее должно начаться русское искусство» 3. Лукавил ли тут Чистяков, зная, что Поленов передаст его слова Виктору Михайловичу, или нет, но ему должно было быть приятно, что именно в «Каменном веке» «недопекшийся» в рисунке, как он выражался, Васнецов, наконец, «допекся», и его, Чистякова, педагогические усилия не пропали даром 4. Но самое интересное и важное свидетельство оставил Игорь Грабарь, писавший: «Впечатление, произведенное на современников „Каменным веком“, можно, пожалуй, сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то „Помпеей“ К. Брюллова. Как ее, так и „Каменный век“ сочли новой эрой расцвета русского искусства» 5. П. Ю. Климов. Монументальная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 61-62.

1. Цит. по: Евстратова Е. Е. Виктор Васнецов. М.: Терра, 2004. С. 176.
2. Нестеров М. В. Письма. Избранное. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Вступ. ст., сост., коммент. А. А. Русаковой. Л.: Искусство, 1988. С. 414.
3. Цит. по: Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Н. А. Ярославцевой. М.: Искусство, 1987. С. 271.
4. По воспоминаниям М. В. Нестерова, П. П. Чистяков говорил, что у него «было два ученика — один Виктор Васнецов, он не допекся, другой — Савинский, тот — перепекся» (см.: Нестеров М. В. Давние дни. Встречи и воспоминания / Сост., подгот. текста, примеч. Т. Ф. Прокопова; Вступ. ст. В. Н. Хмары. М.: Русская книга, 2005. С. 63; далее — Нестеров М. В. Давние дни).
5. Игорь Грабарь. «Каменный век». Монументально-декоративный фриз В. М. Васнецова в Государственном Историческом музее. М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1956. С. 11. Эти слова приводятся в книге Грабаря как цитата из письма В. Д. Поленова В. М. Васнецову от 8 января 1888 года. На самом деле указанное письмо (см.: Е. В. Сахарова. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. М.: Искусство, 1964. С. 392, 393) этих строк не содержит, и, судя по его стилистике, высказывание принадлежит самому Грабарю.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: