Проект памятника Ермаку в Новочеркасскею
1884
- Период Вторая половина XIX века
- Поделиться
Ермак Тимофеевич (?–1585) — казачий атаман. Возглавил поход (около 1581), положивший начало освоению Сибири Русским государством.
Во второй половине XIX столетия в России, как и в других странах, городской памятник становится ведущим жанром монументальной пластики. Патриотически настроенную общественность и в больших, и в малых городах империи захватила мода на грандиозные, зачастую многофигурные сооружения, рассчитанные на долгое рассматривание и внимательное «прочтение» монументальных композиций, включая барельефы на пьедесталах и поясняющие надписи. Исключительную популярность приобрели эффектные и, как правило, повествовательные по содержанию замыслы М. О. Микешина. Елена Карпова. Вступительная статья // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 7.
... Две большие акварели, подаренные в Русский музей императора Александра III в 1903 году от Николая II, являются разными вариантами лицевой и боковой сторон памятника Ермаку, проектированного Микешиным для Новочеркасска. Художник не просто фиксирует композиции будущего монумента, но создает своего рода картины, с «пейзажным» фоном, облаками и казачьей телегой, запряженной волами. Сохранилась пояснительная записка к проекту, в которой автор пишет, что Ермак представлен «на вершине глыбы <…> в шлеме, панцире, шубе и доспехах царского жалования, с Русским стягом в одной руке»*. Именно так Микешин показал героя в проекте боковой стороны памятника (Р-35363), на пьедестале которого различимо изображение одного из двух предполагавшихся горельефов.
С лицевой же стороны (Р-35364), фигура Ермака «в позе атлета <…> с непокрытой головой, в жалованном царем панцире — с золотым орликом на груди, с саблей и колчаном с луком и стрелами у пояса, сбоку и с перекинутым за спину самопалом [пищалью]. Одной рукой своей герой высоко поднял золотую Сибирскую корону, другой же рукой своей, он глубоко вонзил копье своего ратовица [древка] в камень, на котором стоит он и из трещины камня образовавшейся от сего, как из раны кровь, потекло золото…». Эта аллегория, по словам Микешина, выражает «экономическую роль Сибири <…> исстари ставшую обильным родником, снабжающим Россию золотом <…> и что родник этот найден и пробит для России геройской рукой Ермака»**. Ольга Левандовская // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 58.
* ОР ГРМ, ф.14, д. 92, л. 16-а
** Там же. Л. 22.
Первоначально заказ на проект памятника Ермаку для Новочеркасска был поручен М. М. Антокольскому. Подробнее см. Ск-1041.
На последнем этапе над памятником Ермаку для Новочеркасска работал скульптор В. А. Беклемишев. В отделе рукописей ГРМ хранится интересное письмо от «помощника войскового наказного атамана Войска Донского» к наследникам М. О. Микешина, датированное 1 ноября 1900 года. В нем сообщается, что из-за нехватки денежных средств, «одной из наиболее важнейших в ряду других причин к невозможному осуществлению памятника по идее Микешина», постановлением комиссии от 12 ноября 1898 года «было решено <…> предпочтение в проектах по постройке памятника Ермаку отдать проекту профессора скульптуры В. А. Беклемишева», как отвечающему «своему назначению <…> по идее, так равно и по стоимости самого сооружения».
Беклемишев внес в микешинский проект ряд изменений, некоторые из них касались пьедестала — он уменьшился на 15 м, более строгой стала скала, на которой стоит фигура Ермака...
6 мая 1903 года в день рождения императора Николая II, состоялась торжественная закладка памятника. На закладной доске, замурованной в основание памятника, была начертана надпись: «Памятник сей Донскому атаману Ермаку Тимофеевичу, покорителю Сибири, заложили 1903 года мая шестого <…>. Статуя вылеплена профессором Беклемишевым по проекту академика Микешина». На фотографии из коллекции ГРМ изображен рабочий момент завершения монументальной фигуры из глины, среди присутствующих и сам скульптор (в центре, в белой рубашке).
Торжественное открытие самого памятника состоялось в Новочеркасске 6 мая 1904 года*. Бронзовый Ермак предстал перед зрителями в образе древнего воина-богатыря, в левой руке он сжимает древко боевого знамени, а в вытянутой правой — держит сибирскую корону. Обработку гранитного пьедестала выполнил ростовский скульптор С. Тонитто. Бронзовую скульптуру весом почти пять тонн отлили в Санкт-Петербурге в фирме «Моран». В разобранном виде монумент доставили в Новочеркасск. На постаменте, с лицевой стороны, была сделана надпись: «Ермаку — донцы. 1904». На обратной стороне помещен пояснительный текст: «Донскому атаману Ермаку Тимофеевичу, покорителю Сибири, от благодарного потомства, в память трехсотлетия войска Донского, 1570–1870 г. Окончил жизнь в волнах Иртыша 5 августа 1584 года». Ниже приведены слова историка Н. М. Карамзина: «Россия, история и церковь гласят Ермаку вечную память». Этот памятник сохранился до наших дней. Наталья Логдачева // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С.59.
* Художественные Сокровища России. 1904. Т. IV. № 5. С. 22.
Памятник Ермаку в Новочеркасске (см. фото и статью в Википедии)