Проект памятника Ермаку для Новочеркасска
1886
- Бронза. 42 х 19 х 18
- Ск-1041
- Период Вторая половина XIX века
- Поделиться
Ермак Тимофеевич (?–1585), казачий атаман. Возглавил поход (около 1581), положивший начало освоению Сибири Русским государством.
В 1881 году в Париже Антокольский принимает заказ на создание памятника Ермаку для Новочеркасска от наказного атамана войска Донского Н. Краснокутского. В то время в городе предполагалось разобрать старый собор и заложить новый собор, «освящение нового собора должно совпасть с освящением памятника»,— сообщал Антокольский в письме В. В. Стасову от 5 (17) мая 1881 года*. Одновременно скульптор просил у художественного критика и друга помощи по сбору документальных материалов о Ермаке.
Осенью 1886 года Антокольский вплотную приступил к работе над этим историческим образом, замечая: «…мне хотелось в нем выразить русскую смелость, удальство, при полной бодрости, силе»**. В процессе работы над статуей было выполнено несколько эскизов, которые, однако, не удовлетворили скульптора. В том же году был создан еще один эскиз, который и был положен в основу композиционного решения будущей монументальной скульптуры. Интересно, что, по словам самого Антокольского, ему существенно помогла книга С. Герберштейна «История костюма», в которой особое внимание привлек рисунок, изображающий русского всадника. Благодаря этой «подсказке» на голове Ермака появился шишак, существенной деталью одежды стал высокий стоячий воротник.
Показать полный текстПосле смерти наказного атамана Краснокутского контракт с Антокольским на создание памятника Ермаку не был подписан. Начался другой, «микешинский» период в создании памятника для Новочеркасска (см. Р-35364). Между тем образ героя настолько увлек Антокольского, что он продолжал разрабатывать эту тему. Эскиз «Ермака» был отлит из бронзы фирмой «К. Берто». В ходе лепки «большой» фигуры были внесены некоторые изменения, например, как говорил скульптор о своем Ермаке, «он не будет у меня в путах (как в эскизе), а в русских сапогах, со вздернутыми вверх носками»***. Знаменитая статуя (высотой более двух с половиной метров) была завершена в 1891 году. Ее отливка из бронзы производилась в парижской мастерской «Thiebaut», литейщики и чеканщики которой сумели виртуозно передать все детали исторического костюма, тщательно вылепленные Антокольским. В 1893 году эскиз и монументальная статуя экспонировались на персональной выставке скульптора в залах Академии художеств. Статуя находилась в Эрмитаже до 1897 года, когда была передана в только что основанный Русский музей императора Александра III. Туда же поступил позднее и бронзовый эскиз, который до 1907 года принадлежал Д. В. Стасову. Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 57.
* Антокольский. С. 431.
** Там же. С. 582.
*** Там же. С. 666.
На основании подпись литейщика: Отл. К. Берто