Коллекция онлайн

1842, Вильно – 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ, Германия

Проект памятника Ермаку для Новочеркасска

1886


Ермак Тимофеевич (?–1585), казачий атаман. Возглавил поход (около 1581), положивший начало освоению Сибири Русским государством.

В 1881 году в Париже Антокольский принимает заказ на создание памятника Ермаку для Новочеркасска от наказного атамана войска Донского Н. Краснокутского. В то время в городе предполагалось разобрать старый собор и заложить новый собор, «освящение нового собора должно совпасть с освящением памятника»,— сообщал Антокольский в письме В. В. Стасову от 5 (17) мая 1881 года 1. Одновременно скульптор просил у художественного критика и друга помощи по сбору документальных материалов о Ермаке.

Осенью 1886 года Антокольский вплотную приступил к работе над этим историческим образом, замечая: «…мне хотелось в нем выразить русскую смелость, удальство, при полной бодрости, силе» 2. В процессе работы над статуей было выполнено несколько эскизов, которые, однако, не удовлетворили скульптора. В том же году был создан еще один эскиз, который и был положен в основу композиционного решения будущей монументальной скульптуры. Интересно, что, по словам самого Антокольского, ему существенно помогла книга С. Герберштейна «История костюма», в которой особое внимание привлек рисунок, изображающий русского всадника. Благодаря этой «подсказке» на голове Ермака появился шишак, существенной деталью одежды стал высокий стоячий воротник.

После смерти наказного атамана Краснокутского контракт с Антокольским на создание памятника Ермаку не был подписан. Начался другой, «микешинский» период в создании памятника для Новочеркасска (см. Р-35364). Между тем образ героя настолько увлек Антокольского, что он продолжал разрабатывать эту тему. Эскиз «Ермака» был отлит из бронзы фирмой «К. Берто». В ходе лепки «большой» фигуры были внесены некоторые изменения, например, как говорил скульптор о своем Ермаке, «он не будет у меня в путах (как в эскизе), а в русских сапогах, со вздернутыми вверх носками» 3. Знаменитая статуя (высотой более двух с половиной метров) была завершена в 1891 году. Ее отливка из бронзы производилась в парижской мастерской «Thiebaut», литейщики и чеканщики которой сумели виртуозно передать все детали исторического костюма, тщательно вылепленные Антокольским. В 1893 году эскиз и монументальная статуя экспонировались на персональной выставке скульптора в залах Академии художеств. Статуя находилась в Эрмитаже до 1897 года, когда была передана в только что основанный Русский музей императора Александра III. Туда же поступил позднее и бронзовый эскиз, который до 1907 года принадлежал Д. В. Стасову. Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 57.

  1. Антокольский. С. 431.
  2. Там же. С. 582.
  3. Там же. С. 666.

На основании подпись литейщика: Отл. К. Берто


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: