Коллекция онлайн

1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Аллея Летнего сада в Петербурге

1869


Трудоемкой перовой техникой Шишкин овладел в ранний период творчества и поражал зрителей виртуозностью исполнения своих станковых работ еще находясь в пенсионерской поездке в Германии. Перовой рисунок «Аллея Летнего сада в Петербурге» (ил. на с. 10) доносит до нас поэтическую атмосферу этого сакрального для истории русской культуры места, каким оно было 150 лет назад. Несмотря на отдаленность от нашего времени, переданные художником пропорции аллеи, характер нависающих над ней ветвей, прячущиеся в листве статуи делают облик сада столь же узнаваемым, что и изображения знаменитых памятников, таких как Адмиралтейство или Медный всадник. Рисунок схож с гравюрой на металле благородством тона, техникой, что как нельзя более соответствует сюжету произведения. Штрихи пера, то сгущаясь, то оставляя просветы бумаги, создают чудо: возникает живое ощущение тенистости и прохлады, воздушности и мерцания света в листве. Ирина Верховская. Рисунки Шишкина в Русском музее // И. И. Шишкин. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб. С. 15.

Непогрешимая точность каждой линии, каждой мельчайшей черточки, которая требовалась при исполнении перовых рисунков, не допускающих исправлений и переделок, могла быть достигнута лишь при исключительной твердости и дисциплине руки. Шишкин отличался этим в высшей степени, что помогло ему и в занятиях офортом. Его виртуозно исполненные миниатюрными штрихами рисунки представляли собой сложные композиции и поражали жизненностью образов и филигранной отделкой деталей. Измельченность штрихов, аккуратное расположение их на листе, исключительная выработанность приемов создавали у многих впечатление работы, напечатанной с гравированной медной доски. Ирина Шувалова. «Музыка карандаша». Рисунки И.И.Шишкина из собрания Русского музея // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 26.

В плеяде пейзажистов-новаторов ведущее место наряду с Саврасовым принадлежит И. И. Шишкину – зачинателю исследовательского подхода к природе и ее эпического истолкования. Даже самые ранние этюды и рисунки художника поражали знанием и умением передавать многообразие природных форм. <...> Добиваясь максимальной конкретности, тщательно выписывая детали, изображая природу в самом обыденном ее виде, не боясь мелкого и, казалось бы, незначительного в ней, Шишкин уверенно шел от пейзажа сочиненного к пейзажу наблюденному и досконально изученному. Творческий метод художника был созвучен эпохе просветительства со свойственным ей интересом к точным наукам, в частности к естествознанию. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 29.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: