Коллекция онлайн

1834, д. Кудряково Лаишевского уезда Казанской губернии – 1902, Ницца

Привал арестантов

Эскиз одноименной картины (1861), находящейся в ГТГ. 1861


За картину «Привал арестантов» художник получил в 1861 большую золотую медаль. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 343.

Вместе с Перовым «возвращают билет» в будущую высшую гармонию и другие «шестидесятники»: И. М. Прянишников, сюжетно близкий в своих «Шутниках» и А. Н. Островскому, и И. С. Тургеневу, и Ф. М. Достоевскому; Ф. С. Журавлев, «Дети-нищие» которого словно сошли со страниц «Униженных и оскорбленных»; В. И. Якоби с его «Привалом арестантов», экспонировавшимся в одно время с публикацией «Записок из Мертвого дома» <...>. Леняшин В. А. «Святые шестидесятые» // «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 6.

Большую роль в формировании социально-критического направления в русской живописи сыграл своей картиной «Привал арестантов» В. И. Якоби, обративший на себя внимание еще в 1858 году живо написанным «Разносчиком фруктов». Художник иного уровня дарования и иной творческой судьбы, чем Перов, Якоби в 1861 году сумел стать рядом с ним как смелый новатор. Представитель нового поколения учащихся Академии художеств, воспитанных в атмосфере огромного общественного подъема, он стремился, как и многие из них, служить своим искусством интересам народа, усматривая в содержательности замысла один из основных критериев ценности произведения. В те годы бесконечные скорбные вереницы ссыльных тянулись по этапу в Сибирь. С ними было народное сочувствие, о них заговорила литература, но изобразительное искусство до Якоби этой темы не затрагивало. Художник написал произведение, в котором все было реально и полно драматизма. Образ скончавшегося в дороге революционера характерен для живописи шестидесятых годов, когда в среде прогрессивной интеллигенции служение народу смыкалось с жертвенностью. Трагическая в своей основе картина прямо обличала власть, закон и всех тех, кто распоряжался народной судьбой. В журнале «Северное сияние» этой картине, приобретенной наряду с «Крестным ходом» Перова прозорливым П. М. Третьяковым, была посвящена специальная статья. «Случалось ли вам, – говорилось в ней, – испытать странное, даже неприятное болезненное чувство, когда по всему телу пробегает мгновенная дрожь, хотя вы не озябли и резкий ветер с дождем не преследует вас своим навязчивым воем? Точно такое чувство испытали мы перед картиной Якоби»13. В процессе работы над замыслом художник исполнил акварельный вариант картины, где вместо нарочито усиливающей драматизм сцены фигуры каторжника, стаскивающего перстень с руки умершего, изображены две собаки, а фигура ссыльного, осматривающего натертую кандалами ногу, лишь только намечена. Еще большее место, чем в картине, занимает здесь решенный в сизо-синей гамме пейзаж, способствующий образной выразительности акварели. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 16.

Слева внизу: В. Якобiй 1861


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: