Коллекция онлайн

1848, Красноярск – 1916, Москва

Искушение Христа

Академическая программа. 1872


Согласно евангельскому повествованию, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Согласно Евангелию от Луки Иисус сорок дней «был искушаем от диавола, и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал». Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека: голодом, гордыней и верой.  После третьего искушения, согласно евангелисту Матфею, «оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему».

Суриков изобразил третье искушение Христа: дьявол показывает Ему с высокой горы царства мира, над которыми Он может получить власть, если поклонится искусителю.

За этот рисунок Суриков в 1872 году получил от преподавателей высшую оценку - I-ю категорию

На сюжет Евангелия (Лк. 4, 5–7). В 1873 году программа была удостоена денежной премии. Евгения Гаврилова. Графика // Суриков в Русском музее. СПб, 1998. С. 115.

Петербургский период творчества Сурикова, практически совпавший с годами его учебы в Академии художеств (1869–1875), сегодня представляется временем, когда он, являясь, по словам Репина, представителем «неокультуренных сил природного гения»*, усиленно «окультуривался» — много читал, посещал спектакли и концерты, осваивал азы и секреты профессии, изучал произведения современных и старых мастеров, чтобы затем сплавить эти знания и умения в своей собственной, неповторимой манере.

Действительно, академические опыты Сурикова, нередко выходя за рамки стереотипных учебных задач, уже несли на себе печать несомненной авторской индивидуальности. Павел Климов. Угадывая прошлое // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 8-9.

* Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике / Вступ. ст. С. Н. Гольдштейн, Н. А. Радзимовской. Сост. и коммент. С. Н. Гольдштейн, Н. А. и З. А. Радзимовских. Л.: ЛО «Искусство», 1977. С. 228.

ИСКУШЕНИЕ ИИСУСА

Событие описано в евангелиях, где говорится о том, как дьявол приступил к Иисусу, искушая его.

„Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, / И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих“. Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма, / И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: „Ангелам своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею“. Иисус сказал ему: написано также: „не искушай Господа Бога твоего“. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, / И говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: „Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи“. Тогда оставляет Его диавол, – и се, Ангелы приступили и служили Ему“. Мф. 4, 1–11; Лк. 4, 1–13. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 119.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: