Коллекция онлайн

1782, Мыза Нежинская Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губ. – 1836, Рим

Портрет М. П. Ланского

1813


Ланской Михаил Павлович (около 1787–?) — участник военных действий 1806–1807 и Отечественной войны 1812 года. Служил в Саратове. В 1832 командовал гусарской дивизией в Ковно. Племянник А. Р. Томилова, которому помогал собирать художественную коллекцию. Изображен с орденами св. Георгия 4-й степени и св. Владимира 4-й степени. Георгиевским крестом награжден в начале июня 1807. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 112.

«Я время иногда нахожу в Саратове заниматься художеством... — писал он А. Р. Томилову, — здесь есть живописец ландшафтный довольно хороший, и я занимаю его работой. Одну картину он мне написал со старинного эскиза итальянского из моего партфеля, а другую пишет...». 

В подходе Кипренского к самой идее «портрета-мгновения», видимо, сказались свойственные началу столетия активность, контактность, открытость чувств и движений души. В известной степени Кипренский создал в этих произведениях не просто и не только галерею своих современников. Он передал в портретных образах психологическое состояние общества тех лет, его эмоциональную и духовную жизнь.

Наиболее яркие и впечатляющие страницы изобразительной летописи Отечественной войны 1812 года представляют собой портреты ее героев, кадровых военных и ополченцев, тех, которые, в поэтической формуле Марины Цветаевой, «одним ожесточеньем воли… брали сердце и скалу», царили «на каждом бранном поле и на балу». В атмосфере тревожного ожидания, царившей в столице, жившей новостями о военных действиях, на сообщения о подвигах и славе замечательный художник-романтик не мог не откликнуться. Его графические листы, запечатлевшие облик защитников России в эпоху наполеоновской агрессии, принадлежат к числу справедливо прославленных произведений национального искусства.

«Как бы торопясь запечатлеть образы героев 1812 года, художник… набрасывает их портреты карандашом. В этом была своя закономерность. Рисунку, который по понятиям Академии был чем-то вроде подготовительной работы к картине маслом и потому не подлежал широкому просмотру, Кипренский придал огромное значение. Он возвел рисунок до степени самостоятельного жанра». Поразительно, как весьма ограниченными средствами — абрисом, штрихом, растушевкой — итальянским карандашом и углем замечательный мастер добивается уместного в этих героических образах общего высокого градуса эмоционального накала, сочетающегося с безусловно яркими индивидуальными характеристиками. Просто, без внешних эффектов, фиксирует он облик защитников Родины. Композиции рисунков насыщены внутренней энергией и динамизмом. В каждом листе заметно стремление «схватить», запечатлеть героический образ военного, на минуту оказавшегося в мирной обстановке. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 12-13.

Боевой офицер Алексей Ланской, под которым в кампанию 1812 года были убиты три лошади, крепко сжал рукоятку сабли, готовый к новым схваткам с врагом. Его старший брат, георгиевский кавалер Михаил Ланской, на минутку присел, облокотившись правой рукой на спинку стула, обратив к зрителю мужественное, одухотворенное лицо.

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: