Коллекция онлайн

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Богоматерь с младенцем

1887


Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Интересно, что васнецовский стиль киевского периода демонстрировал высокую вариативность, не нарушавшую, однако, ансамблевого единства <...>. И если при взгляде на роспись купола с благословляющим «Христом Вседержителем» вспоминались древние мозаики, а при созерцании «Богоматери с Младенцем»** в абсиде — «Сикстинская мадонна» Рафаэля, то в образах русских святых на столбах и в иконостасе Васнецов представал историческим живописецем-визионером, Баяном-сказителем, увидевшим в волшебный «бинокль» знаменитых героев и подвижников столь отчетливо, будто они были его современниками.

<...> в киевских работах Васнецова многие усмотрели итог завершенного процесса и высокий образец, которому отныне нужно следовать. Отчасти так и случилось: подражание Васнецову стало новомодным и даже вынужденным трендом, а ремесленные копии с репродуцированных огромными тиражами произведений художника во Владимирском соборе вскоре буквально заполонили провинциальные российские храмы. П. Ю. Климов. Монументальная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 62-64.

* При исполнении некоторых композиций, если он не успевал, Васнецов использовал помощников, в роли которых выступали высокопрофессиональные художники. Среди них — М. В. Нестеров, Н. К. Бодаревский, В. К. Менк, С. П. Костенко и другие.
** В основу этой алтарной композиции была положена икона, написанная Васнецовым для церкви в Абрамцево.

Автор работал над росписями во Владимирском соборе в Киеве с 1885 по 1896 г. Это самое значительное его монументально-декоративное произведение, сам художник считал эту работу главным делом всей своей жизни. Готовясь к работам в храме, Васнецов познакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучил мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. За его плечами был опыт освоения традиций древнерусского искусства — памятников новгородского, московского, ростовского и ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества. В общей сложности художник исполнил 15 композиций и 30 фигур на площади 4 тысячи квадратных метров. Прообразом Богородицы с младенцем стала его супруга с сыном на руках. Ребенок как бы потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул ручонками. Около двух лет писал Васнецов образ Царицы Небесной, несущей грешному миру своего Сына... Ее большие, полные печали и любви глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью». По завершению работы он произнес сакральную фразу: «Я поставил свечку Богу!».


Рекомендуем


  Виктор Васнецов. «Богородица с Младенцем». Библейский сюжет (студия «Неофит»)

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: